Брак и сожительство в современной жизни: легко ли провести границу?

Здесь, на мой взгляд, у многих православных, даже священников, существует путаница или подмена понятий. Существует не случайно, конечно, поскольку мы все часто склонны судить по наружности, по внешним признакам, за которые можно зацепиться, но это легче всего. А вот потратить время, чтобы проникнуть глубже и выяснить, почему данный человек живет так, а не иначе, это сложнее и зачастую для этого времени не находится.
Ниже я изложу следующие соображения по этому вопросу, на которых не настаиваю, тем более, что сам по жизни одинок, но мне было бы интересно узнать разные точки зрения, в частности, от других священнослужителей. Эти соображения возникли исключительно из многолетнего общения с разными людьми при выслушивании многочисленных исповедей, часто весьма перекликающихся между собой.
Прежде всего, начнем с того, что все дело в НАМЕРЕНИЯХ людей. Но о намерениях судить бывает вовсе невозможно, даже о своих собственных. Я сам могу иметь вполне твердые и чистые намерения в разных ситуациях, а потом оказывается, что я просто искренне ошибался. Вот так и в браке. Ни один человек не застрахован здесь от ошибки. Люди сходятся, живут вместе, могут повенчаться, вполне по-православному, а потом оказывается, что они не подходят друг другу, что их совместная жизнь превращается, допустим, в ад уже здесь и теперь (если супруг, допустим, безудержно пьет или наркоманит, или если своим насилием травмирует психику детей – далеко за примерами ходить не надо). Значит, плодом, или конечным результатом как простого сожительства без всякой регистрации, так и нескольких лет жизни в венчанном браке может быть по существу одно и то же – разрыв былых связей, разрушение союза. В таком случае, можно вполне и по-человечески понять тех молодых людей, которые не спешат регистрировать свой брак, но сперва желают пожить друг с другом, чтобы лучше друг друга узнать. И против этого по большому счету пастырских аргументов не хватает, прежде всего для тех людей, которые жили до сих пор обычной светской жизнью, а сейчас начинают задумываться о приобщении к жизни церковной и участии в таинствах. Я лично не считаю возможным препятствовать таковым в причащении, но спрашиваю о намерениях. Часто бывает так, что женщины сами не против зарегистрировать брак, а мужчины в подобных случаях, наоборот, оттягивают. Но если есть намерение жить вместе дальше, воспитывать детей, если живущие друг другу не изменяют, то вот, по сути брак уже и так состоялся, к настоящему моменту, по крайней мере, и его никак нельзя назвать блудом, ибо блудом по определению можно назвать лишь случайную и ни к чему не обязывающую связь (а что будет дальше, не знает никто, но это в равной степени может относиться и к зарегистрированному, и к венчанному браку). На регистрации государственной здесь можно акцентировать внимание в том плане, что тогда это будет бОльшая ответственность и друг перед другом, и перед обществом (случись что непредвиденное, и с юридической точки зрения живущие друг с другом не будут считаться мужем и женой). А до таинства брака надо просто дозреть: ведь семья с точки зрения православного вероучения представляет собой «малую Церковь», что предполагает живое участие обоих супругов, а не одного только из них, в жизни «большой Церкви». Что в случае лишь формального крещения супругов, не говоря уже о разнице религиозных мировоззрений между ними, бывает весьма проблематичным.
В патриархальных культурах с их вековыми традициями сами родители выбирали для подросших детей будущих женихов или невест. Но патриархальный быт давно уже ушел в прошлое. Воспроизвести искусственно ту «удобную» ситуацию для церковных правил, сформулированных в то самое время, сейчас не представляется возможным прежде всего для тех молодых людей, которые не были приобщены к вере с детства или юности. Как строить свои отношения по-другому, нежели как их строит ближайшее их светское окружение, они не знают, и воспроизвести что-то другое просто не смогут (это только со стороны легко абстрактно говорить, чтобы до брака «ничего не было!»).
Кстати, о патриархальности. Вот в молитвах чинопоследования венчания священник каждый раз озвучивает пример Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили как пример супружеской жизни в мире, единомыслии и любви и т.д. Уж не говоря о том, что эти пары не были венчаны, здесь не мешало бы еще вспомнить, что помимо Сарры Авраам имел еще, допустим, служанку Агарь или наложницу Хеттуру, а Иаков помимо Рахили имел Лию, плюс служанок Валлу и Зелфу, от всех четырех из которых родились родоначальники 12 колен Израиля (прекрасный аргумент для возможности многоженства у мусульман, к примеру). И только Иисус поставил высочайшую планку в брачном вопросе: «Двое да станут одной плотью, и что Бог сочетал, то человек да не разлучает»). Но понятно, что если те, кто числятся в церковных святцах, в этом вопросе были далеко не идеальны (хотя даже их примеры упомянуты в венчальных молитвах), то тем более нет идеальных ситуаций у молодых людей в современном мире.
И ни наличие/отсутствие штампа регистрации, ни совершённое в храме венчание сами по себе еще не свидетельствуют за или против данного союза, то есть как его называть, браком состоявшимся или нет.