Страх смерти как мотив деятельности человека.
— 16.08.2015Становясь старше и мудрее все больше убеждаешься в справедливости слов Экклезиаста о суетности человеческого существования.
Но при всей мрачности подобного умозаключения, все равно это не парализует человеческую волю, не приводит человека к разочарованию жизнью. Вроде бы «приговор» нам вынесен, сроки «наказания» очерчены временными рамками, но что-то заставляет человека «цепляться» за жизнь, не впадать в отчаяние и уныние от безысходности предстоящего «конца всему».
Спрашивается: а смысл, зачем? Богатый ты, бедный, умный или глупый — все равно участь у всех одна: все умрут, и памяти после нас не останется. Основатель психоанализа дедушка З. Фрейд в таком «жизнелюбии» человека склонен видеть сексуальный фактор, силу полового влечения.
Думаю, ошибается он. Ближе к истине те психологи и философы, которые главным мотивом деятельности человека, его «страсти» к жизни, считают страх смерти. Работая, творя, изобретая, самоутверждаясь в этом мире, мы как бы забываем о своей плачевной будущей участи, прогоняем, отодвигаем от себя эту мысль, как страшный сон. И жизнь после этого вроде бы «налаживается», обретает смысл, стимулирует наш разум и волю к деятельности на благо себя родного или родины.
Одним словом, увлекаемся, «обманываться рады». В этом самоупоении многие серьезно проникаются верой в бессмертие души, в жизнь после смерти. И по-своему счастливы: блажен, кто верит. Еще великий французский писатель-просветитель Вольтер сказал: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Другие же люди, оставаясь убежденными атеистами или агностиками, верят в силу разума, науки, знаний. Живя по принципу «главное — быть активной личностью, а там, что получится». Тем, кто верит в Бога — легче: стремление к самосовершенствованию, стать лучше обретает смысл и конечную цель. Тогда страх смерти сменяется у них любовью к жизни вечной. Если и остается «страх», то это «страх Божий»: страх грешить, жить по плоти, а не по духу.
Такие примеры преображения души и тела являют нам, прежде всего, святые и праведники. Это говорит о том, что не все люди сильны своей верой. Что дает основание многим атеистам относится к большинству верующих, как к «слабым», недалеким и ограниченным людям. Они напоминают им утопающего, цепляющегося ради сохранения жизни за «соломинку». Что и понятно, материалиста убеждают только факты, пример жизни, достойный подражанию. Себя то атеисты считают действительно сильными людьми, принимающим суровую правду жизни, какой бы она горькой ни была. Как знать, как знать... Сказано же апостолом Павлом: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1-е Коринфянам 1:19,20)
|
</> |