Сто лет эволюции группового портрета.

топ 100 блогов strravaganza18.04.2023 Всем нам знакомы школьные коллажи с мордочками в овальчиках. Грустные дети, рисованный фон, работа плохого фотографа. Но виньетки не всегда были такими примитивными.

В начале двадцатого века светописцы подходили к делу с душой. Они использовали для коллажей не рисованные, а настоящие предметы. В итоге обычный лист выпускного альбома выглядел как художественный натюрморт.

Сто лет эволюции группового портрета.

Изготавливая альбом женской гимназии, харьковский мастер Ламитье превратил каждый снимок в маленький шедевр. Снимки преподавателей были украшены дубовыми листочками, а портреты выпускниц — нежными молодыми цветами.

Сто лет эволюции группового портрета.

Оформление подбиралось под специализацию учеников. Снимки химического факультета украшались лабораторной посудой.

Сто лет эволюции группового портрета.

Альбом энтомологического факультета — жуками и бабочками.

Сто лет эволюции группового портрета.

Ну, а для виньетки медиков у фотографа было припасено несколько скальпелей и кучка костей.

Сто лет эволюции группового портрета.

Подход "дорого-богато", с живыми цветами и портьерами.

Сто лет эволюции группового портрета.

Иногда бюджет был совсем невелик, но и тогда специалисты умудрялись сделать красиво из ничего. Рваная бумага и жёсткий свет давали отличный результат.

Сто лет эволюции группового портрета.

Но самый крутой декор использовали фотографы военных училищ. Здесь богатство реквизита выдаёт серьёзную подготовительную работу. Всего один разворот включает в себя знаки, погоны, детали винтовочного затвора, и настоящую саблю.

Сто лет эволюции группового портрета.

Если же для оформления выбирался рисованный фон, то и тут светописцы подходили к делу со всей возможной тщательностью. Я не знаю, по какой причине женская елабужская гимназия ассоциировалась у фотографа с болотом, но трясина прорисована очень старательно.

Сто лет эволюции группового портрета.

Женское училище в Твери окормлялось местной епархией, и мистер Тачалов, по благословению светописец и мастер выпускных коллажей, представил сие богоугодное заведение в виде цветущего древа, наиболее зрелые плоды которого покоятся на верхушке.

Сто лет эволюции группового портрета.

В старом русском городе Торжке женская гимназия избрала для своей виньетки форму веера. Понятно, заведение это было светское, легкомысленное, и в учительском составе был всего один батюшка, да и тот завалященький.

Сто лет эволюции группового портрета.

Как известно, "в каждой губернии свой масштаб", и Москва всегда была на первом месте, демонстрируя небывалый уровень рисования, и ослепительный блеск чиновных аксельбантов. Не знаю, как решал эту задачу фотограф Чеховский, рисовал сам, или делегировал задачу художнику, но результат всегда был великолепен.

Сто лет эволюции группового портрета.

Также групповые коллажи были весьма популярны у купцов и промышленников. Например в 1908 году екатеринодарский предприниматель заказал себе коллаж "Торговый Дом Никита Богарсуков с Сыновьями и Сотрудники".

И фотограф "Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича", господин А.П.Чернов отлично справился с задачей. Финальная картина имела размер пятьдесят на шестьдесят сантиметров, и после оформления в раму, заняла достойное место на стене.

Сто лет эволюции группового портрета.

Также коллаж мог заказываться к определённой памятной дате. Стоило господину Б.М.Перли засобираться на пенсию, как мастеровые электротехнического отдела сбацали ему виньетку "на память". Динамо машины и рисованные подсолнухи — что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость?

Сто лет эволюции группового портрета.

В то же время в Харькове "Модельный цех русского паровозостроительного общества" запечатлелся в коллаже из семидесяти человек, установив рекорд по количеству инструментов, использованных для оформления. Здесь, по всей видимости, фотограф одолжил реквизит у заказчика, иначе где ему было взять такое количество циркулей и шурупов?

Сто лет эволюции группового портрета.

Также нельзя не упомянуть весьма изобретательную работу со шрифтами, которые в те времена, по понятным причинам, были рукописными. На выпускной виньетке Ярославской духовной семинарии буквы плавились и текли, напоминая об адском пламени, ожидающем грешников и содомитов. Шёл тысяча девятьсот седьмой год, и казалось, царская Россия неколебима.

Сто лет эволюции группового портрета.

Но ровно десять лет спустя добрый дедушка Ленин крикнул — "Есть такая партия!" Что означало — время коллажей с тяжёлыми цепями и двуглавыми орлами подходит к концу, и выпускники юридического факультета по всей видимости останутся без работы.

Сто лет эволюции группового портрета.

В новорожденном государстве рабочих и крестьян фотографы-пролетарии попытались повторить дизайн предшественников. Да вот беда — все прелестные аксессуары, использовавшиеся для коллажей, оказались разворованы. Не осталось ни портьер, ни значков, ни даже глобусов.

Но можно же использовать цветы! И красный светописец решительным шагом направлялся к ближайшему пустырю. Нарвав сорняков, он разбрасывал их поверх фотографий, чтобы было красиво. Получалось как-то не очень.

Сто лет эволюции группового портрета.

Очевидно секрет съёмки виньеток с предметами буржуи унесли с собой (кто в эмиграцию, кто в могилу). Отчаявшись утереть нос светописцам царских времён, фотографы РСФСР сосредоточились на живописи. Ведь любые аксессуары, требуемые для оформления коллажа, можно просто нарисовать. Лор-отделение? Вот вам стакан, зеркало, и огромное ухо!

Сто лет эволюции группового портрета.

Ветеринары? Получите лошадок с жеребятами, и коров с телятами.

Сто лет эволюции группового портрета.

Неожиданно сильно выступила редколлегия газеты "Рабочий зуб" краснодарского городского трамвая. Серп и молот разлетелись в стороны, уступив центральное пространство водителям-передовикам и кондукторам-стахановцам.

Сто лет эволюции группового портрета.

Что интересно, даже после свержения царя гражданские коллажи с треском проигрывали армейским. Самолёты, крылья, пулемёты, и вместо сердца — пламенный мотор!

Сто лет эволюции группового портрета.

Понятия не имею, откуда военные фотографы черпали свой креатив, но превосходство их работ было неоспоримо. Попробуй победить коллаж цепей, якорей, и орудий главного калибра!

Сто лет эволюции группового портрета.

А как вам виньетка в виде авиабомбы или пропеллера? Гражданские фотографы сдавались без боя...

Сто лет эволюции группового портрета.

И как контрольный выстрел — "Первый районный слёт партизан Новохопёрского района"! Величественное полотно с картинами славного пути и батальными сценами.

Сто лет эволюции группового портрета.

Здесь пожалуй нужно указать на один важный момент. Ни один снимок, изготовленный после революции, не содержит имени фотографа. Виньетки осиротели, и стали безымянными. А в тех редких случаях, когда подпись всё же имелась, это было не имя фотографа, а название организации.

Сто лет эволюции группового портрета.

Фотография "ОСО", что за дерьмо такое? Где имя питерского мастера, подарившего нам этот шедевр? Напишу когда-нибудь отдельный пост "фотография-сиротка". А пока вернёмся к коллажам.

Сталинские чистки тридцатых годов породили тренд "бритвенного фотошопа". Врагов народа соскабливали с фотографий, чтобы они не развращали советских тружеников даже своим изображением.

Сто лет эволюции группового портрета.

Ну а после Великой Отечественной, виньетки пришли в неописуемый упадок. Ничего более примитивного нельзя было и придумать. Когда-то законодательница моды и икона стиля, Москва не могла предложить ничего лучшего, чем вот этот ужас.

Сто лет эволюции группового портрета.

И даже на коллаже с настоящими водолазами художник отделался парочкой куцых рисунков.

Сто лет эволюции группового портрета.

Представляете, что мог бы выжать из этой благодатной темы фотограф царских времён? "В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря...", плюс дядька Черномор и прочая лабуда со сватьей бабой Бабарихой. Гарантирую, это был бы шедевр! Но увы, в период застоя коллажи являли собой нереальную скуку и ужасающую посредственность.

Сто лет эволюции группового портрета.

Тем драгоценнее редчайшие бриллианты настоящего творчества. Нежданно-негаданно, Казанский авиационный институт выдал уникальный шедевр в виде выпускного альбома факультета "Двигатели летательных аппаратов".

Сто лет эволюции группового портрета.

Это же чистый Ричард Викторов, с ума сойти! "Москва-Кассиопея", и "Отроки во Вселенной" в одном месте!! "Вас понял, Земля, приём! Дерзать!"

Сто лет эволюции группового портрета.

Космические лучи, лазеры и фазеры, хиппующие стройотрядовцы на Луне, фантастика!!

Сто лет эволюции группового портрета.

Инопланетные стартовые площадки, стремительные силуэты космических кораблей, не хватает только инопланетян с рожками.

Сто лет эволюции группового портрета.

Шёл 1972 год, полимеры ещё не были просраны, и перед Юрой ещё не за что было извиняться. Потрясающая вера в торжество науки и  разума! Знали бы юные выпускники, чем вся эта гонка закончится.. Дорого бы я дал за возможность увидеть выражения на их лицах, если им показать, как батюшка поливает ракету святой водой.

Тем временем церковный мир существовал параллельно, и никак не проявлял своего присутствия. Духовенство постепенно наращивало свою численность, и собиралось с силами.

Сто лет эволюции группового портрета.

Пятьдесят девятый год, попы кажутся архаичными и совсем не страшными. Церковь отделена от государства, и нам, наивным, казалось, что так будет вечно.

Последующие десятилетия коллажная промышленность не радовала ничем новым, а потом пришёл Фотошоп, и вообще всё испошлил. Виньетки стали приторно-цифровыми, и вырвиглазно-цветастыми. Последний аналоговый коллаж, заслуживающий внимания, был изготовлен в Краснодаре, на художественно-графическом факультете КГУ.

Сто лет эволюции группового портрета.

Безымянный фотохудожник подошёл к делу с выдумкой, и оставил студентам хорошую память о годах учёбы.

Сто лет эволюции группового портрета.

P.S. Интересно, состоялась ли встреча студентов-космонавтов, запланированная через десятилетие после выпускного, на тысяча девятьсот восемьдесят второй год? Последняя страница альбома была напоминанием об этом событии.

Сто лет эволюции группового портрета.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Красавицы. Конец 19-начало 20 века.     ------------------Edwardian Beauty--------------- =================================================== -------------------- --------------------Портреты-------------------------- ========================================================== -------- ------------ ...
Мне кажется, зря шумят по поводу выкладки в Сеть личных данных россиян. Во-первых, все три зеркала сайта успешно легли. Просыпаются ненадолго, а потом опять. Очевидно, не выдерживают нагрузки. То есть хостинг ни к черту, сделан за три копейки. ...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 View Poll: #2015882 ...
Как изменится работа фонда «Подари жизнь» когда (и если)  закон «О некоммерческих организациях" будет поправлен?  Нам станет труднее. Я приложила нормы законопроекта к нашей сегодняшней жизни, и вот что получилось. Фонд «Подари жизнь» ...
Первое кино-разочарование 2019 года. Сегодня вечером вместе с соседями ходили на “Полицейского с Рублевки - НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ”. В принципе, зал очень даже смеялся, шипя открываемыми банками с пивом. А я испытала глубокое разочарование - ожидала фильма уровня фильма, а увидела ...