Сто лет эволюции группового портрета.

В начале двадцатого века светописцы подходили к делу с душой. Они использовали для коллажей не рисованные, а настоящие предметы. В итоге обычный лист выпускного альбома выглядел как художественный натюрморт.

Изготавливая альбом женской гимназии, харьковский мастер Ламитье превратил каждый снимок в маленький шедевр. Снимки преподавателей были украшены дубовыми листочками, а портреты выпускниц — нежными молодыми цветами.

Оформление подбиралось под специализацию учеников. Снимки химического факультета украшались лабораторной посудой.

Альбом энтомологического факультета — жуками и бабочками.

Ну, а для виньетки медиков у фотографа было припасено несколько скальпелей и кучка костей.

Подход "дорого-богато", с живыми цветами и портьерами.

Иногда бюджет был совсем невелик, но и тогда специалисты умудрялись сделать красиво из ничего. Рваная бумага и жёсткий свет давали отличный результат.

Но самый крутой декор использовали фотографы военных училищ. Здесь богатство реквизита выдаёт серьёзную подготовительную работу. Всего один разворот включает в себя знаки, погоны, детали винтовочного затвора, и настоящую саблю.

Если же для оформления выбирался рисованный фон, то и тут светописцы подходили к делу со всей возможной тщательностью. Я не знаю, по какой причине женская елабужская гимназия ассоциировалась у фотографа с болотом, но трясина прорисована очень старательно.

Женское училище в Твери окормлялось местной епархией, и мистер Тачалов, по благословению светописец и мастер выпускных коллажей, представил сие богоугодное заведение в виде цветущего древа, наиболее зрелые плоды которого покоятся на верхушке.

В старом русском городе Торжке женская гимназия избрала для своей виньетки форму веера. Понятно, заведение это было светское, легкомысленное, и в учительском составе был всего один батюшка, да и тот завалященький.

Как известно, "в каждой губернии свой масштаб", и Москва всегда была на первом месте, демонстрируя небывалый уровень рисования, и ослепительный блеск чиновных аксельбантов. Не знаю, как решал эту задачу фотограф Чеховский, рисовал сам, или делегировал задачу художнику, но результат всегда был великолепен.

Также групповые коллажи были весьма популярны у купцов и промышленников. Например в 1908 году екатеринодарский предприниматель заказал себе коллаж "Торговый Дом Никита Богарсуков с Сыновьями и Сотрудники".
И фотограф "Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича", господин А.П.Чернов отлично справился с задачей. Финальная картина имела размер пятьдесят на шестьдесят сантиметров, и после оформления в раму, заняла достойное место на стене.

Также коллаж мог заказываться к определённой памятной дате. Стоило господину Б.М.Перли засобираться на пенсию, как мастеровые электротехнического отдела сбацали ему виньетку "на память". Динамо машины и рисованные подсолнухи — что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость?

В то же время в Харькове "Модельный цех русского паровозостроительного общества" запечатлелся в коллаже из семидесяти человек, установив рекорд по количеству инструментов, использованных для оформления. Здесь, по всей видимости, фотограф одолжил реквизит у заказчика, иначе где ему было взять такое количество циркулей и шурупов?

Также нельзя не упомянуть весьма изобретательную работу со шрифтами, которые в те времена, по понятным причинам, были рукописными. На выпускной виньетке Ярославской духовной семинарии буквы плавились и текли, напоминая об адском пламени, ожидающем грешников и содомитов. Шёл тысяча девятьсот седьмой год, и казалось, царская Россия неколебима.

Но ровно десять лет спустя добрый дедушка Ленин крикнул — "Есть такая партия!" Что означало — время коллажей с тяжёлыми цепями и двуглавыми орлами подходит к концу, и выпускники юридического факультета по всей видимости останутся без работы.

В новорожденном государстве рабочих и крестьян фотографы-пролетарии попытались повторить дизайн предшественников. Да вот беда — все прелестные аксессуары, использовавшиеся для коллажей, оказались разворованы. Не осталось ни портьер, ни значков, ни даже глобусов.
Но можно же использовать цветы! И красный светописец решительным шагом направлялся к ближайшему пустырю. Нарвав сорняков, он разбрасывал их поверх фотографий, чтобы было красиво. Получалось как-то не очень.

Очевидно секрет съёмки виньеток с предметами буржуи унесли с собой (кто в эмиграцию, кто в могилу). Отчаявшись утереть нос светописцам царских времён, фотографы РСФСР сосредоточились на живописи. Ведь любые аксессуары, требуемые для оформления коллажа, можно просто нарисовать. Лор-отделение? Вот вам стакан, зеркало, и огромное ухо!

Ветеринары? Получите лошадок с жеребятами, и коров с телятами.

Неожиданно сильно выступила редколлегия газеты "Рабочий зуб" краснодарского городского трамвая. Серп и молот разлетелись в стороны, уступив центральное пространство водителям-передовикам и кондукторам-стахановцам.

Что интересно, даже после свержения царя гражданские коллажи с треском проигрывали армейским. Самолёты, крылья, пулемёты, и вместо сердца — пламенный мотор!

Понятия не имею, откуда военные фотографы черпали свой креатив, но превосходство их работ было неоспоримо. Попробуй победить коллаж цепей, якорей, и орудий главного калибра!

А как вам виньетка в виде авиабомбы или пропеллера? Гражданские фотографы сдавались без боя...

И как контрольный выстрел — "Первый районный слёт партизан Новохопёрского района"! Величественное полотно с картинами славного пути и батальными сценами.

Здесь пожалуй нужно указать на один важный момент. Ни один снимок, изготовленный после революции, не содержит имени фотографа. Виньетки осиротели, и стали безымянными. А в тех редких случаях, когда подпись всё же имелась, это было не имя фотографа, а название организации.

Фотография "ОСО", что за дерьмо такое? Где имя питерского мастера, подарившего нам этот шедевр? Напишу когда-нибудь отдельный пост "фотография-сиротка". А пока вернёмся к коллажам.
Сталинские чистки тридцатых годов породили тренд "бритвенного фотошопа". Врагов народа соскабливали с фотографий, чтобы они не развращали советских тружеников даже своим изображением.

Ну а после Великой Отечественной, виньетки пришли в неописуемый упадок. Ничего более примитивного нельзя было и придумать. Когда-то законодательница моды и икона стиля, Москва не могла предложить ничего лучшего, чем вот этот ужас.

И даже на коллаже с настоящими водолазами художник отделался парочкой куцых рисунков.

Представляете, что мог бы выжать из этой благодатной темы фотограф царских времён? "В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря...", плюс дядька Черномор и прочая лабуда со сватьей бабой Бабарихой. Гарантирую, это был бы шедевр! Но увы, в период застоя коллажи являли собой нереальную скуку и ужасающую посредственность.

Тем драгоценнее редчайшие бриллианты настоящего творчества. Нежданно-негаданно, Казанский авиационный институт выдал уникальный шедевр в виде выпускного альбома факультета "Двигатели летательных аппаратов".

Это же чистый Ричард Викторов, с ума сойти! "Москва-Кассиопея", и "Отроки во Вселенной" в одном месте!! "Вас понял, Земля, приём! Дерзать!"

Космические лучи, лазеры и фазеры, хиппующие стройотрядовцы на Луне, фантастика!!

Инопланетные стартовые площадки, стремительные силуэты космических кораблей, не хватает только инопланетян с рожками.

Шёл 1972 год, полимеры ещё не были просраны, и перед Юрой ещё не за что было извиняться. Потрясающая вера в торжество науки и разума! Знали бы юные выпускники, чем вся эта гонка закончится.. Дорого бы я дал за возможность увидеть выражения на их лицах, если им показать, как батюшка поливает ракету святой водой.
Тем временем церковный мир существовал параллельно, и никак не проявлял своего присутствия. Духовенство постепенно наращивало свою численность, и собиралось с силами.

Пятьдесят девятый год, попы кажутся архаичными и совсем не страшными. Церковь отделена от государства, и нам, наивным, казалось, что так будет вечно.
Последующие десятилетия коллажная промышленность не радовала ничем новым, а потом пришёл Фотошоп, и вообще всё испошлил. Виньетки стали приторно-цифровыми, и вырвиглазно-цветастыми. Последний аналоговый коллаж, заслуживающий внимания, был изготовлен в Краснодаре, на художественно-графическом факультете КГУ.

Безымянный фотохудожник подошёл к делу с выдумкой, и оставил студентам хорошую память о годах учёбы.

P.S. Интересно, состоялась ли встреча студентов-космонавтов, запланированная через десятилетие после выпускного, на тысяча девятьсот восемьдесят второй год? Последняя страница альбома была напоминанием об этом событии.

|
</> |