Still Life by A.S. Byatt

топ 100 блогов peggotty23.06.2013 Still Life by A.S. Byatt 1461134
Разговор о Байетт, пожалуй, начну очень совсем издалека. Недавно в фейсбуке видела ссылку, которую я щелкнула и тотчас же потеряла, поскольку известно же, что фейсбук устроен по принципу песочных часов: что за пятнадцать минут не углядел, то проскочит мимо навсегда.
Так вот, ссылка вела на статью, где были собраны мнения некоторых российских, допустим, писателей, которые, как водится, сокрушались о том, что пиратство в России достигло столь невообразимых размеров, что скоро им, допустим, писателям, будет решительно нечего есть и еще что они и вовсе отказываются писать великую российскую литературу на таких условиях. Так и сказали. Нет денег, нет литературы.
И, несмотря на то, что имена перечисленных голодающих творцов русской словесности, у меня смутно ассоциируются с какой-то милейшей околобеллетристикой, если и не вовсе формульной паралитературой, я достаточно несносна в своих критических суждениях о российской литературе после, скажем так, 1917 года. Так что, если вдруг, я вас даже предупредила. Мы вдруг можем остаться без чего-то важного, так что просто необходимо, чтобы мы это хотя бы заметили.

Так вот, а теперь о Байетт. Почему я ведь вспомнила эту мимолетную статью, когда думала о том, как бы начать рассказывать вам о романе Still Life. Потому что вот, если судить по этому роману, даму Антонию Байетт никогда не взволнуют какие-то вещи вроде необходимости творить литературу за деньги. Потому что она какой-то идеальный пример вот той древнегреческой убежденности в том, что поэтический дар дается несколько сверху и богами и ты с этим абсолютно ничего не можешь поделать, ни в какую сторону. Это как если бы северный, например, ледовитый океан постучал бы в нашу дверь и решительно заявил бы: если вы не дадите мне денег, я сейчас же стану менее северным, менее ледовитым и утеку от вас к Гангу, а вы дальше, пожалуйста, сами. Невозможно же.



Вот и Байетт во втором романе тетралогии о Фредерике Поттер продолжает писать о том, что абсолютно не имеет никакого коммерческого успеха, а еще точнее – о том, о чем ей самой хочется написать. В первом романе это был Расин и стихосложение. Во втором – Ван Гог и его превращение оранжевого в лазурный, его желтое кресло, его брат и его натюрморты. И еще – Вордсворт и роды, материнство и потеря слов. И еще – женщины, кембридж, секс и поиск жизни вне замужества на фоне бесконечных пятидесятых и ученых-мужчин, которые лучше справляются со словами, чем с реальностью. И еще – цвет и наше словесное его восприятие. И еще – надо всем этим эверестоообразная байетт с периодическими монологами от первого авторского лица в духе совсем почти что Теккерея или Троллопа: мол, я хотела показать вам то-то или поговорить об этом, с полнейшим пренебрежением ко всяческой моде, какому-нибудь постмодернизму и 1985 году. Вышел солидный такой кусок критического анализа недавно ушедшей действительности – с перерывами на мысли о Китсе и точном цвете сливы. И еще – с сюжетом, конечно же, с сюжетом. Что прекрасно в Байетт, взявшись за кого-нибудь из героев она не спускает его с событийной дорожки – и из очереди в роддоме или пеленания младенца она умеет сложить историю позанятнее битвы богов и героев.

После первой книги Фредерика Поттер по сути своей все та же Фредерика, только теперь она умеет краситься и заниматься сексом. Разговаривать обо всем на свете она уже научилась и в Кембридже то и дело говорит, говорит и говорит – о поэзии и прочем искусстве, попутно выясняя, как же быть, если замуж не очень хочется. Она, как пишет Байетт, хотела замуж потому, что боялась, мол, а вдруг никто не захочет на ней жениться и еще потому, что все вокруг были заняты тем же самым. И она будет всю книгу искать, сгорать от неразделенной любви и разговаривать, старательно оттягивая как замужество, так и любую взрослую жизнь. Несмотря на уже вторую книгу, она все еще не самый интересный персонаж.

Куда как лучше прекрасная, сияющая Стефани, которая после кембриджского диплома вдруг оказывается стиснутой в мире деторождения, чайных сервизов, бесполезной свекрови, рождественской индейки, нервического брата и молчаливого мужа. Говорят, что сцена первых родов Стефани, когда она пакует с собой в сумку Вордсворта и которого потом безразличные медсестры у нее отнимают – одно из самых правдивых описаний ощущений рожениц, но это я вряд ли проверю, а вот оставленный где-то там в трудную минуту, покинутый Вордсворт, это очень знакомо. Во время вторых родов Стефани уже не выпускает из рук «Нашего общего друга», и вот эта ее жизнь – от родов до родов, с уменьшающимся количеством слов в голове и с увеличивающимся количеством тревог, сначала за Уилла, потом за Уилла и Мэри, и за Дэниэла, и за Маркуса, и за идиотических Билла и Уинифред, и за миссис Ортон, и за нового епископа, и за воробья, на котором все и заканчивается.

Но самое привлекательное в Still Life, кроме истории Стефани и Дэниэла – по-настоящему мужской фигуры, удивительно редкой для литературы пост-викторианского периода – это, на самом-то деле, приятная возможность для читателя быть собой и расслабиться. Читая Байетт, всякий раз понимаешь, что автор ничего не хотел, знаете ли, как говорится, показать. Напротив, получается как будто ты проходил мимо нескончаемой лекции обо всем на свете и задержался подле рассказчика лет этак на пятьдесят.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
16.06.2013 Bron/Broen
Архив записей в блогах:
Сегодня впервые услышала пение зяблика - вестника весны. И увидела эту красивую нарядную птичку. Шла и вспоминала стихи Владимира Александровича Луговского. У него много весенних стихов. Я его даже называю весенним поэтом. Пришла домой, открыла сборник, где много закладок. Посмотрел ...
 В мартовском номере "HOME&SPACE" мои работы и  интервью о фотографии , Индии и немного о личном. ...
Слушайте, я обещала не затрагивать политику больше никаким боком, но напишу, один пост, больше не буду. Что за блять шизофрения на почве погибших на Майдане??? Что за культ??? Какого черта Майдан превратили тупо в какое-то кладбище? Кресты, активная торговля свечами, цветами и ...
Акция!!! Скопируйте этот текст и вышлите в службу поддержки!!! Пишите им каждый день, завалите жалобами!!! Они смотрят на количество жалоб, тогда, может, примут хоть какие-то меры! Помогите улучшить сервис! Присоединяйтесь к акции!!! ...
по первому у гордона идет фильм "миннесота" про двух братьев-хоккеистов. развесистее клюквы я давно не видел. надо ли уточнять, что кено не про какей? и вот мне интересно, ЧТО будут обсуждать "уважаемые люди"тээм в послесловии у гордона. этих двух ...