
Стилистическое



Один — Михаил Андреевич Суслов, другой — Трофим Денисович Лысенко.
Мне их внешнее сходство бросилось в глаза, потому что день рождения одного и дата смерти другого случайно оказались в календаре рядом (20 и 21 ноября). Но сходство, конечно, не случайно. Похожие социальные и исторические условия формируют одну социально-классовую модель поведения, а она делает людей похожими и внешне. Оба деятеля были, как к ним ни относись, бытовыми «аскетами», в повседневной жизни придерживались скромности.
Символом жизненного стиля Суслова стали немодные тогда резиновые галоши. Говорили, что он последний из москвичей, кто их ещё надевает. Режиссёр Марк Захаров вспоминал, как впервые увидел эти знаменитые галоши: «Галоши в то время нормальные люди уже давно не носили, и на меня напал приступ несвоевременного веселья». Начальник личной охраны Суслова Борис Мартьянов вспоминал: «Приезжаем на партбюро, Суслов галоши аккуратно ставит под вешалку. Все, кто приходит, знают: галоши на месте, значит, Михаил Андреевич приехал. Потому что кроме него никто в галошах не ходил. Он нам по этому поводу говорил: «В галошах очень удобно. На улице сыро, а я пришёл в помещение, снял галоши, и, пожалуйста: у меня всегда сухие ноги». С точки зрения здравого смысла, Михаил Андреевич был, разумеется, прав, просто советское общество 70-х годов от нужды и экономии 20-х годов уже пришло к определённому достатку, и с презрением и смехом отвергало «устаревшие» привычки времён недостатка обуви. А Суслов эти привычки сохранил.
А про привычки Трофима Денисовича Лысенко мне рассказывал отец, который, будучи студентом Тимирязевки, наблюдал его лично, воочию: «Мы слушали речь Лысенко, и один наш товарищ из Прибалтики был поражён — но не тем, что Лысенко говорил, а тем, как он... одет. А одет он был очень плохо, всё на нём сидело вкривь и вкось. Но ему это было не нужно».
Эпоха элегантно и со вкусом одетых руководителей партии, первым из которых был, возможно, Леонид Ильич Брежнев, пришла чуть позже. То же в основном касается и деятелей науки. Вскоре после этого наука в СССР кончилась. И СССР тогда же кончился. Кстати, и партия тоже... :(
P.S. Во избежание недоразумений, уточню, что взглядов Т.Д. Лысенко я вовсе не разделяю, да и деятельность М.А. Суслова мне не представляется в тех условиях оптимальной. А вот их бытовой стиль... да, для своего времени он был, пожалуй, лучшим из возможных.
|
</> |
