
Стенька Разин в ХХ веке


Обёртка карамели «Стенька Разин». 1920-е годы
16 июня — день памяти Степана Тимофеевича Разина (1630—1671). Через год — 350-летие казни донского атамана, а через 10 лет — его 400-летний юбилей. Большевики оказывали почёт имени знаменитого бунтовщика. В.И. Ленин в 1919 году лично открывал его памятник на Красной площади. Но, конечно, крайне маловероятно, что в современной России будут как-то отмечать эти исторические даты.
А 16 (6) июня 1671 года в Москве на Красной площади состоялась казнь Разина. До этого он вместе с братом был подвергнут жестоким пыткам. «В темнице его, — сообщает курляндский дипломат Якоб Рейтенфельс, — били кнутом, жгли огнем, капали ледяную воду на голову и подвергали ещё многим другим утончённым пыткам. Тело его было уже всё изъязвлено, так что удары кнута падали на обнажённые кости, а он всё-таки так пренебрегал ими, что не только не кричал, но даже не стонал и упрекал брата, разделявшего с ним страдания и менее выносливого, в малодушии и изнеженности». Когда на Красной площади прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя Кремль с царём и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». Это обещание «чистосердечных показаний» на время выводило осуждённого из-под власти палача (и действительно, дало ему ещё 5 лет жизни). «Молчи, собака!» — прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову.

В.И. Суриков. Стенька Разин

С.А. Кириллов. Степан Разин. Картина изображает казнь бунтовщика
А после революции имя Разина и его память стали предметом общественного внимания. В 1918 году либеральный журнал «Новый Сатирикон» публиковал рисунок В. Лебедева: маленький Маркс скромно притулился в тени огромного, самоуверенно подбоченившегося колосса Разина.

Рисунок В. Лебедева. Журнал «Новый Сатирикон». 1918 год. «Национальное заблуждение. В Москве решено поставить много памятников. Между прочим проектируется постановка памятника Карлу Марксу и Стеньке Разину.
Памятник Маркса: — Мы с Разиным, кажется, не похожи друг на друга, но как нас поразительно смешивает добрый русский народ...»
Кстати, карикатура нарисована в типичном для начала ХХ века жанре рисования «уродов», который в 1910-е годы считался модным, передовым и наиболее современным. Потом эта манера рисования оказалась позабыта...
На открытии памятника Разину 1 мая 1919 года Ленин сказал: «Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры... И мы сделаем всё для этой великой цели, для осуществления социализма!»

Ленин выступает на митинге по случаю открытия памятника Степану Разину. Эпоха до появления микрофонов — видно, как оратору приходится напрягать голосовые связки

Скульптор С. Т. Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», 1919 год, Красная площадь

Ленин произносит речь на Красной площади на фоне памятника Степану Разину. Май 1919 года.
Сталин в 1931 году также коснулся исторической оценки «атамана голытьбы» в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом.
Людвиг спросил: «Прошу Вас извинить меня, если я Вам задам вопрос, могущий Вам показаться странным. В Вашей биографии имеются моменты, так сказать, “разбойных” выступлений. Интересовались ли Вы личностью Степана Разина? Каково Ваше отношение к нему, как “идейному разбойнику”?»
Под «моментами разбойных выступлений» подразумевались, конечно, «эксы» большевиков. На это Сталин не возразил ни единым словом, а вопрос Людвига вошёл в официальное собрание сочинений Сталина. Что же касается Разина, то Сталин ответил: «Мы, большевики, всегда интересовались такими историческими личностями, как Болотников, Разин, Пугачёв и др. Мы видели в выступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетённых классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнёта. Для нас всегда представляло интерес изучение истории первых попыток подобных восстаний крестьянства. Но, конечно, какую-нибудь аналогию с большевиками тут нельзя проводить. Отдельные крестьянские восстания даже в том случае, если они не являются такими “разбойными” и неорганизованными, как у Степана Разина, ни к чему серьёзному не могут привести. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели. Кроме того, говоря о Разине и Пугачёве, никогда не надо забывать, что они были царистами: они выступали против помещиков, но за “хорошего царя”. Ведь таков был их лозунг. Как видите, аналогия с большевиками никак не подходит».
|
</> |
