Эффект Даннинга-Крюгера
foto_history — 09.06.2020М. Уилер во время ограбления
В 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
"Но на мне же был сок", — бормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как "эффект Даннинга-Крюгера" и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Аэровагон
24 июля 1921 г.
Председателю Совета
народных комиссаров РСФСР
Ленину В. И.
Сегодня, 24 июля 1921 года, в 18:30 на 104 версте Курской дороги потерпел крушение экспериментальный аэровагон конструкции В. Абаковского, который следовал по маршруту Москва – Тула – Москва. В вагоне находились 21 пассажир и сам Абаковский. На данный момент установлено, что в результате аварии погибло шесть человек, в том числе Председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих, член ВЦИК Сергеев Фёдор Андреевич, Абаковский Валериан Иванович, а также четыре делегата Коминтерна: Отто Штрупат (Германия), Гельбрюк (Германия), Хьюлетт (Англия), Константинов Иван (Болгария). Ранены ещё шесть пассажиров. Причина схода с рельсов аэровагона устанавливается, на место для выяснения причин происшествия прибыли сотрудники ВЧК, уполномоченные для ведения дознания.
Председатель ВЧК Дзержинский Ф.Э.
В 1921 году шофёром Валерианом Абаковским был сконструирован пробный вариант аэровагона. Он представлял собой укороченную и сильно облегченную дрезину, снабжённую мотором от самолёта и двухлопастным винтом. Аэровагон мог развивать скорость до 140 км/ч, издавая страшный грохот, исключавший даже возможность слышать рядом стоящего человека.
Абаковский родился в 1895 году в Прибалтике, знал немецкий язык, в 1919-1921 годах во время подавления тамбовского восстания работал шофёром в Тамбовской ЧК. Прочитав в немецком журнале статью инженера Отто Штайница о том, как он в 1919 году изобрёл первый аэровагон, способный развивать скорость в 100 км/ч, Абаковский решил скопировать немецкое изобретение. Абаковский не мог не знать, что в том же 1919 году спецкомиссия завернула вполне успешный проект рельсолёта "Dringos" д-ра Штайница.
Конструкция Абаковского представляла из себя клин, обтекаемый встречными потоками воздуха. Для этого же переднюю часть крыши также сделали скошенной. Все узлы и агрегаты Абаковский решил установить только в передней части вагона. Неясно, каким образом машинист следил за обстановкой на железнодорожном полотне, ведь стекла располагались лишь по бокам кабины, и их не было в передней части.
Коминтерновцы перед отправкой в последний путь
В момент катастрофы аэровагон на большой скорости сошёл с рельсов, улетев под откос. При этом он встал на левый бок, а задними колёсами прошелся по деревянным шпалам, оставив след в виде вздыбленной щепы. Потом траектория движения тележки пересеклась с рельсом, и в этом месте колёса отделились от рамы. Дальше вагон летел под откос вместе с пассажирами без рамы. Рама прилетела следом, и тележка с колёсами раздавили часть пассажиров, которые от удара вылетели из салона. Друг Сталина большевик Артём погиб внутри от травм, полученных при кувыркании коробки салона. Фанера в превратилась в бесформенную массу, и выжил только тот, кто вылетел и не попал под колёсные тележки.
Дознаватели выяснили, что в целях увеличения максимальной скорости и снижения центра тяжести Абаковский гнался за снижением веса конструкции. Салон вагона был фанерным, вагонная рама была укорочена, все детали салона максимально упрощены и облегчены. Показания были даны товарищами Абаковского из гаража Тамбовского ГубЧК, где он "изобрёл" своё детище.
Чекист В. Абаковский
Via Aeon, Дилетант & Богачев С.В. "Век испытаний".
|
</> |