Статья про опасность фонематического метода обучения чтению

Прочитала длинную и подробную статью психолога о том, что в
результате современных методов обучения чтению дети долго учатся
читать и потом массово допускают орфографические ошибки при письме,
многим ставят дисграфию.
Хотелось бы узнать мнение мам, дети которых учатся в младших
классах.
Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что начинать обучение грамоте с букв опасно (2 с. 6), знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения (2 с. 7). Ими разработано и предложено много игр и упражнений на определение первого и последнего звука в слове, различение твердого и мягкого звуков, выделение ударного гласного звука, проведение полного звукового анализа слова, которые широко используются в дошкольном и начальном школьном обучении. В предлагаемых ими играх-упражнениях на МА начинаются не только слова машина, матрешка, но и мочалка, морковка, а на СА начинается слово собака (2 с. 54). Первый звук в слове эскимо — И, а в слове вторник — Ф. В словах НОС и НЕС различаются именно первые звуки(твердый и мягкий Н), а вторые гласные звуки одинаковы (О) (2 с. 36). Ударный гласный звук О следует выделять не только в словах корова, конь, овцы, но и в словах теленок, козленок. В словах конфета и орехи — ударный звук Э, в слове изюм — У, а в слове инжир — Ы (2 с. 21). Ребенок должен научиться правильно слышать звуки в словах: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ, т.к. не существует звуков Е, Ю, Я. Ребенка рекомендуется знакомить с буквами только после того, как он научится легко выделять звуки в любых предлагаемых ему словах. Как Вы думаете, как будут писать дети после подобных упражнений? Естественно, они будут писать так, как слышат. Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны.
Почему же дети не пишут мягкий знак? Во многом благодаря именно
звуковому анализу слов и играм, которые рекомендованы Е.А.
Бугрименко и Г.А. Цукерман, например, таким, когда детям
предлагается поселить кого-то (зверей, птиц, детей и т.п.) в
домике. Эти игры пользуются популярностью и в детских садах, и в
начальной школе и основаны на подсчете звуков в слове. Для
обозначения звуков ребенку предлагается использовать фишки: красную
— для гласных звуков, синюю — для твердых согласных звуков, а
зеленую — для мягких. Например, рисуется домик, в основании
которого четыре клетки. Ребенка спрашивают: Кто в этом домике
живет: курица, петух, гусь или утка? Правильный ответ утка, т.к.
это слово состоит из четырех звуков: гласный, твердый согласный,
твердый согласный и гласный звуки. Выкладываются красная, синяя,
синяя и красная фишки. Курица и петух не могут жить в этом домике,
т.к. в этих словах звуков больше, чем четыре. Но и гусь в этом
домике не живет, т.к. это слово состоит всего из трех звуков:
твердый согласный, гласный и мягкий согласный звуки (2 с. 23).
Слово гусь выкладывается из трех фишек: синей, красной и зеленой.
Именно после таких упражнений дети мягкий знак не пишут никогда.
Если же учительница пытается выяснить у ученика (как я наблюдала
недавно в одной из школ Санкт-Петербурга), какая буква стоит на
конце слова, изображенного им как ден (вместо день), он заявляет —
зеленая.
Опубликовано в Национальном психологическом журнале
№1(2),2007г. Ясюкова Людмила Аполлоновна
Статья полностью здесь: http://uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22
|
</> |