Статья про опасность фонематического метода обучения чтению

топ 100 блогов malyshi10.11.2015

Прочитала длинную и подробную статью психолога о том, что в результате современных методов обучения чтению дети долго учатся читать и потом массово допускают орфографические ошибки при письме, многим ставят дисграфию.
Хотелось бы узнать мнение мам, дети которых учатся в младших классах.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что начинать обучение грамоте с букв опасно (2 с. 6), знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения (2 с. 7). Ими разработано и предложено много игр и упражнений на определение первого и последнего звука в слове, различение твердого и мягкого звуков, выделение ударного гласного звука, проведение полного звукового анализа слова, которые широко используются в дошкольном и начальном школьном обучении. В предлагаемых ими играх-упражнениях на МА начинаются не только слова машина, матрешка, но и мочалка, морковка, а на СА начинается слово собака (2 с. 54). Первый звук в слове эскимо — И, а в слове вторник — Ф. В словах НОС и НЕС различаются именно первые звуки(твердый и мягкий Н), а вторые гласные звуки одинаковы (О) (2 с. 36). Ударный гласный звук О следует выделять не только в словах корова, конь, овцы, но и в словах теленок, козленок. В словах конфета и орехи — ударный звук Э, в слове изюм — У, а в слове инжир — Ы (2 с. 21). Ребенок должен научиться правильно слышать звуки в словах: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ, т.к. не существует звуков Е, Ю, Я. Ребенка рекомендуется знакомить с буквами только после того, как он научится легко выделять звуки в любых предлагаемых ему словах. Как Вы думаете, как будут писать дети после подобных упражнений? Естественно, они будут писать так, как слышат. Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны.

Почему же дети не пишут мягкий знак? Во многом благодаря именно звуковому анализу слов и играм, которые рекомендованы Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, например, таким, когда детям предлагается поселить кого-то (зверей, птиц, детей и т.п.) в домике. Эти игры пользуются популярностью и в детских садах, и в начальной школе и основаны на подсчете звуков в слове. Для обозначения звуков ребенку предлагается использовать фишки: красную — для гласных звуков, синюю — для твердых согласных звуков, а зеленую — для мягких. Например, рисуется домик, в основании которого четыре клетки. Ребенка спрашивают: Кто в этом домике живет: курица, петух, гусь или утка? Правильный ответ утка, т.к. это слово состоит из четырех звуков: гласный, твердый согласный, твердый согласный и гласный звуки. Выкладываются красная, синяя, синяя и красная фишки. Курица и петух не могут жить в этом домике, т.к. в этих словах звуков больше, чем четыре. Но и гусь в этом домике не живет, т.к. это слово состоит всего из трех звуков: твердый согласный, гласный и мягкий согласный звуки (2 с. 23). Слово гусь выкладывается из трех фишек: синей, красной и зеленой. Именно после таких упражнений дети мягкий знак не пишут никогда. Если же учительница пытается выяснить у ученика (как я наблюдала недавно в одной из школ Санкт-Петербурга), какая буква стоит на конце слова, изображенного им как ден (вместо день), он заявляет — зеленая.
Опубликовано в Национальном психологическом журнале №1(2),2007г. Ясюкова Людмила Аполлоновна

Статья полностью здесь:   http://uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нацизм «Победа в Великой Отечественной войне считается величайшим событием в мировой истории потому, что побежден был не немецкий национализм, не некий реакционный ...
Хотя не знаю, смеяться или плакать. В предыдущем посте я дала ссылку, которую, ...
в прошлый раз облажалась с визуализацией- исправляюсь. в этот раз облажалась с размером, заказала тот же,вместо меньшего))) suitsuit.com сроки порадовали: 4 дня на формирование и 6 дней до дома(лен обл) 69 x 45 x 25 cm (H x W x D) 70 Liter 3.7 ...
В шестнадцатый том входят работы 1864—1870 годов, с основания Первого Интернационала до франко-прусской войны, кроме первого тома «Капитала». Относительно крупные работы — «Военные вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия» Энгельса, «Заработная плата, цена и прибыль» Маркса, а ...
Оригинал взят у vladimir_krm в Саммит G20: Путин и знаки Источник: "Версии" Вчера по телевизору ведущая спросила одного «иксперда», зачем нужны такие саммиты, как G20, ведь никаких решений там не принимают. Он долго растекался мыслью по древу, но так и не ответил. А ведь ...