Старшип и доводка настрелом.


Старшип - ракета-носитель которую предполагается довести посредством запусков. Ракету собирают, пускают, если что то идет не так — расшифровывают телеметрию, производят доработки и запускают новую уже доработанную ракету. И так до момента пока ракета не залетает как надо.
Тут возможны два крайних сценария.
Оптимистический — никаких ошибок в конструкции нет и ракета полетела с первого раза. Бинго — можно тратить сэкономленные на отстутвии наземной отработки деньги :)
Пессимистический — ракету довести нельзя, так как в ее конструкции допущены принципиальные ошибки. В этом случае мы пускаем ракеты раз за разом, дорабатываем — но они все равно не работают как надо. В этом случае мы просаживаем все деньги и остаемся у разбитого корыта. Облом-с :(
Реальные сценарии лежат между этими крайними вариациями. Понятно, что если ракета имеет много новшеств — удачный запуск с первого раза становиться практически невероятным. Так оно и случилось... Но вот сколько потребуется пусков для доведения — вопрос открытый.
В принципе отсутствие доводки на стендах означает экономию денег. Однако вместо них расходуется время, которое тоже деньги. В итоге экономия от наземной отработки будет происходить только до какого то определенного числа запусков потребных для отработки, а потом его превысит. Тут не угадаешь.
Ну и вот возвращаясь к нашим старшипам. Из плюсов — Старшип изначально разработан так что его довольно просто модернизировать. Без выкрутас всяких конструкторских. Но понятно что модернизация все равно стоит денег. К убыткам относится и то что не все испытания можно пройти в одном полете. Если скажем первая ступень взорвалась, то вторая ступень проходит по ведомости чистых убытков, так как она даже не успела включить двигатели и никаких данных по ее испытаний мы не получили.
Пока можно сказать, что испытания Старшипа идут по не слишком оптимистическому сценарию.
Первый пуск — проблемы с двигателями первой ступени и с разделением ступеней. Ракета потеряна.
Второй пуск. Первая ступень разрушилась после отделения второй, а вторая — взорвана видимо в следствии пожара в двигательном отсеке.
Устойчивая работа двигателей первой ступени во втором полете говорит о том что телеметрия первого полета касающаяся работы двигателей получена, обработана и из нее сделаны правильные выводы. И произведены соответствующие доработки.
Так что можно ожидать, что в третьем полете проблемы второго будут исправлены. Но далее ракету ожидает еще куча этапов, которые могут преподнести кучу проблем. Так что доводка будет скорее всего небыстрой и не дешевой... Хватит ли у пана Маска золотого запасу? Поглядим...
В принципе если запуски в одноразовом варианте для запуска Старлинков будут не сильно дороже запусков на том же Фалконе — доводить он Старшип сможет себе позволить довольно долго.
Но вот насчет высадки людей на Луну на лунном Старшипе я бы в ближайшее время не надеялся...