Старый Орел. Дом мастера Матвеева.

топ 100 блогов daria_iz_orla — 30.08.2012
Эта история началась для меня случайно. Прогуливаясь по Хлебозаводскому переулку, я заинтересовалась необычным домом. Познакомилась с его хозяйкой, чтобы расспросить ее о том, кем и когда он построен. И само здание и биография человека его построившего показались мне очень интересными.
Переулок Хлебозаводской, хотя и располагается на территории бывшей Стрелецкой слободы - пригорода, где люди селились еще с конца XVIII века - появился на карте города только в 1948 году. Соответственно и здания стоящие в нем сейчас, строились после этой даты. Их внешний вид, форма окон, отделка и прочие детали типичны для того времени. Лишь один дом №9, стоящий в самом центре переулка не вполне соответствует образу частной постройки середины ХХ века. Увидев его однажды, я не могла им не заинтересоваться.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
1.



Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
2.

Это маленькое квадратное в плане строение, с двускатной крышей и деревянной обшивкой из маленьких дощечек. И обшивка и размеры дома характерны для построек, возведенных в тяжелые послевоенные времена, при дефиците хорошего дерева и прочих стройматериалов. Но в эту картину не вписываются его красивые резные наличники и необычное сооружение на крыше. С улицы сооружение это, напоминает не то стеклянную вышку, не то два очень больших слуховых окна по скатам крыши.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
3.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
4.

Вид со двора.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
5.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
6.

Такие «архитектурные вольности» иногда позволяли себе богатые дореволюционные домовладельцы, но в нашем городе я подобного еще не видела. Лишь пару раз на старинных снимках Орла я замечала подобные надстройки у зданий, да и то на крышах богатых каменных особняков в центре города, но никак не на скромных маленьких домиках, на окраинах города.

Не меньше озадачивали и наличники дома. И тут дело было даже не в их необычной форме, повторяющей в дереве лепные обрамления окон каменных домов XIX века: навершие – маленький фронтон, а по бокам от рам пилястры.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
7.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
8.

И даже не в том, что сделаны они, были по-дореволюционному качественно и идеально сгармонированы с вытянутой формой окон.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
9.

А в том, что точно такие же наличники я уже видела, на, без всяких сомнений дореволюционном, большом и богатом доме по улице Нормандии-Неман, совсем недалеко отсюда.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
10.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
11.

Получалось, что-то немыслимое: сам дом строился в середине 20 века, а второстепенные детали на нем сделаны где-то на 30-50 лет раньше.

Поломав некоторое время голову над загадкой этого необычного дома и так не найдя ей объяснения, я решила попробовать что-нибудь разузнать у его хозяев. Шансы были не велики, ведь современные жители старых домов, крайне редко интересуются историей своего жилища. Но мне повезло, в доме №9, сегодня живет замечательная бабушка Любовь Ивановна - приемная дочь, человека некогда его построившего. С ее слов я и расскажу о нем.
Создателя этого удивительного дома звали Иван Иванович Матвеев. Он родился в 1888 году, в старинном орловском Плаутинском переулке (теперь это улица Степана Разина). Семья Матвеевых много поколений занималась резьбой и изготовлением мебели и владела сразу тремя домами в переулке. Когда Иван Иванович вырос, он естественно тоже продолжил семейную профессию. Сперва работал на отца, затем завел собственное дело: изготовлял мебель на заказ, оформлял магазины на Болховской и 5-й Курской (теперь это улицы Ленина и Фомина), делал для них витрины стеллажи. Заказов было много, и Иван Иванович быстро разбогател, купил коляску и разъезжал в ней по городу на зависть соседям и родственникам. От этого периода его жизни в семье осталось много дореволюционных фотографий. С одного снимка, сделанного в фотоателье, на нас смотрит высокий стройный мужчина с лихо закрученными усами, в дорогом костюме и начищенных до блеска ботинках.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
12.

На других он, в простых косоворотке и картузе, в компании братьев и друзей или с молодой женой на собственной пасеке где-то за городом.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
13.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
14. С другом-фотографом в ателье.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
15. Его брат.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
16.

Не трудно догадаться, что вся эта идиллия быстро закончилась после 1917 года и 20-30-е годы были тяжелыми для Ивана Ивановича и его семьи. Их три дома и мастерскую национализировали. Самому ему с женой оставили лишь небольшую квартирку на втором этаже собственного дома. Он устроился на один из орловских заводов модельщиком и изредка брал частные заказы: делал табуретки и стулья, ремонтировал и обшивал тесом дома.
Фотографии этого периода. На них – видна самодельная мебель. Извиняюсь за качество, лучше было нельзя переснять.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
17.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
18.

Сам Иван Иванович.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
19.

Незадолго до начала войны у Ивана Ивановича умерла жена, и он вскоре снова женился на молодой женщине с ребенком. Любовь Ивановна, которую он удочерил, очень любила своего приемного отца. Начало войны и оккупацию они пережили уже вместе. А почти сразу после освобождения Орла, Ивана Ивановича с новой семьей выселили из квартиры. За что? Почему? Любовь Ивановна, которой тогда было 12-13 лет, не помнит. Помнит только как второпях и за бесценок родители продавали мебель и дорогие картины.
В любом возрасте тяжело лишится всего нажитого, и начинать жизнь с нуля. Особенно это тяжело человеку на пороге шестого десятка, только обзаведшемуся новой семьей. Но Иван Иванович не сломался. Он приобрел участок в новом переулке на месте старой Стрелецкой слободы и начал его обустраивать. Сперва - построил там маленькую времянку, потом вокруг нее стал возводить шлакоблочные стены основного дома. Как только появилась крыша, начал сооружать на ней мансарду (так он сам называл эту надстройку крыши). По воспоминаниям дочери, он хотел сделать остекление по всему периметру крыши. Тогда это был бы своего рода бельведер - открытая со всех сторон, крытая сверху терраса, над 1 этажом дома, откуда открывается вид на окрестности. Но на осуществление этой задумки у него уже не было, ни сил, ни денег, ни подходящего материала. Поэтому комната из стеклянных рам доходит только до половины крыши.
В начале 1950-х годов мансарду достроили, шлакоблочные стены оштукатурили и побелили. Дом был почти готов. Жить в нем было уже можно, и ничто не мешало оставить его таким, с простыми белыми стенами. Тем более похожих беленьких домиков в Хлебозаводском переулке и сегодня достаточно. Но Иван Иванович непременно хотел, что бы его дом, хоть и не был деревянным, но выглядел таким. Не имея возможности купить хорошего материала для обшивки стен, он разбирал деревянные ящики и из получившихся досок делал гладкие и аккуратные рейки для обшивки. Размер ящиков был небольшой потому и дощечки на стенах получались короткими. Тот, кто хоть раз в жизни видел советский деревянный ящик из кривых и шершавых досок поймет, насколько тяжел был этот труд. Когда стены были закончены, настал черед украшений.
Так обыкновенная шлакоблочная постройка стала самым красивым и необычным домом в переулке.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
20.

Кроме резных наличников у дома была роскошная дверь с рельефными накладками. Любовь Ивановна до сих пор сожалеет, что ее пришлось убрать при пристройке ванной и кухни.

Старый Орел. Дом мастера Матвеева.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
21.

Создав свой дом по крупицам, вопреки обстоятельствам, времени в котором жил, возрасту, бедности и болезням Иван Иванович прожил там чуть более 15 лет. Он умер в 84 года и похоронен на Крестительском кладбище.

Размышляя над тем, что мне рассказала Любовь Ивановна о своем приемном отце, я подумала, что не в первый раз мне кажется, что у старинных резных домиков есть что-то общее со своими прежними хозяевами. Ведь они строили и украшали свои жилища по собственному вкусу, любили и берегли их. А значит, вложили в них часть своей души, и даже уйдя в мир иной, оставили память о себе в деревянных стенах и резных узорах фасадов. Но пожалуй лишь этот, уже относительно новый дом, в прямом смысле является продолжением своего хозяина и создателя, выражением его мыслей и чувств. В нем выразилась не только любовь хорошего мастера к своему ремеслу, его вкус и стремление показать свое мастерство, сделав из плохого материала хорошую вещь. И не только честолюбивое желание выделиться из общей серости и безликости, не быть как все или одним из многих. Но и нечто большее – стремление оставить о себе память, произведение которое переживет его, и по которому о нем будут судить другие, те, кто будет жить после него. К этому, подчас неосознанно, стремится каждый художник, не важно, пишет ли он картину или книгу. Иван Иванович же стремился к этому вполне сознательно, не раз говоря жене и дочери, что украшая дом он, сам, при жизни ставит себе посмертный памятник…

Ко времени, когда дом был завершен, скорее всего, не было ни тех магазинов, которые он оформлял в молодости, ни родительских домов на Степана Разина. Даже сам город, в котором он родился, до неузнаваемости изменился за ХХ век. Поэтому здание в Хлебозаводском переулке, действительно единственное сохранившееся его произведение.

К сожалению, мне так и не удалось найти ответ на вопрос, о причине сходства наличников на двух домах разного времени. Простым совпадением подобное сходство быть не может, а версий возможно несколько. Либо Иван Иванович некогда сам сделал их на заказ еще в той успешной и обеспеченной дореволюционной жизни. Либо уже позднее, когда строил свой дом, он просто скопировал понравившуюся резьбу со старого здания. Увы, тут уж остается только гадать.

P.S. Моей музе, больше спасибо! Она хоть ленивая и вредная, но без нее все равно никуда. А уж при подготовке этого материала, она так старалась, так старалась. :0)))

P.P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я весёлый старичок и меня зовут Вовчок. Я весёлый старикан и меня зовут Вован. Я весёлый старикашка и меня зовут Вовашка. Я весёлый стариканчик и меня зовут Вованчик. Шутки шутками, а нужно не забыть сегодня сделать в групповых чатах объявления про переэкзаменовки и дополнительные баллы. ...
Мне одному кажется, что в режиме встречного боя на всех картах, кроме Химок, кто первый встал на базу, тот и лох? За сегодня случилос 12 боев встречки (кроме Химок) - в 10-ти первыми вставшие на базу (как зеленые, так и красные) оказались гонимыми ...
 Турбопатриоты они на то и турбо, что очень быстро меняют точку зрения на текущую жизнь. Как только над Кремлём взлетает ракета другого цвета, как эти тут же прыг и уже радуются новой вводной.            Этой публике неведомо понятие внутреннего стержня ...
В samara_ru крутейший пост про погоню в г. Самара. Круто, чо! Вы сначала посмотрите видео, потом читайте далее. Я много раз видел подобные видео про российских полицейских-милицейских. (на автолепре про погони) У них несколько раз была ...
Он был личным фотографом четырех поколений российских императоров. Сам Наполеон III приглашал его для съемок в свою резиденцию, ему позировали все классики российской литературы и даже Гоголь, который никому не позволял себя фотографировать. Так кто же он такой? Это сегодня ...