Старый гитарист
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Картина "Старый гитарист" была написана Пикассо в Барселоне в 1903-ем году, сразу после самоубийства близкого друга Пабло - Касагемаса, в котором художник отчасти винил и себя, и потому переживал это трагическое событие особенно тяжело.
![Старый гитарист Старый гитарист](/images/main/stariy-gitarist-7c6f34.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/9370993/9370993_original.png)
В это время Пикассо с пониманием относился к тяжелому положению обездоленных и написал множество полотен, изображающих страдания бедных, больных и изгнанных из общества.
Пикассо и сам, как никто другой, понимал, что значит быть бедным, и существовать без гроша в кармане, поскольку весь 1902-ой год прошел для художника под знаком постоянной нищеты.
В кармане молодого Пикассо в ту пору редко водились деньги, и потому работы "Голубого периода" художника являются кропотливым и тщательным исследованием низов человеческого общества к которым, безусловно, принадлежал и слепой гитарист, развлекавший публику игрой на гитаре на улицах Старого города Барселоны в попытке заработать себе на кусок хлеба.
Интересно, что искаженные пропорции персонажа сразу же, с первого взгляда напоминают о работах великого Эль Греко, который пропорции намеренно не соблюдал, сделав свои работы мгновенно узнаваемыми в том числе и по этой причине.
![маÑка ÐкваÑоÑиалÑÐ½Ð°Ñ ÐвинеÑ, на маÑке каÑÑина Ð. ÐикаÑÑо маÑка ÐкваÑоÑиалÑÐ½Ð°Ñ ÐвинеÑ, на маÑке каÑÑина Ð. ÐикаÑÑо](/images/main/stariy-gitarist-3e20ce.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/9371312/9371312_original.jpg)
На фоне абсолютного торжества всех оттенков синего в картинах Пикассо "Голубого периода" особенно выделяется "неестественный" цвет гитары, из которой извлекает звуки слепой гитарист.
Гитара, написанная в желтовато-коричневых тонах, являет собой контраст с остальным пространство картины и сразу притягивает внимание к себе.
И в прямом, и в аллегорическом смысле гитара заполняет собой все пространство рядом с одинокой фигурой слепца, который, кажется, во время игры полностью погружается в иную реальность, забывая на хотя бы на время о собственной слепоте и о вопиющей бедности, в которой он вынужден существовать.
В то время, когда Пикассо писал "Слепого гитариста" всю большую популярность приобретала литература движения символистов, в которой часто использовался образ слепых персонажей, обладавших большой силой особенного, "внутреннего" зрения - что, несомненно, повлияло на процесс создания полотна.
«Старый гитарист», вероятно, является самой знаковой картиной "Голубого периода" Пикассо, прожитого, как мы уже отметили, в бедности и эмоциональных потрясениях.
Картина также примечательна призрачным присутствием другого изображения, нарисованного на этом же холсте художником прежде. Техническая экспертиза в сочетании исследованиями искусствоведов и экспертов позволили выявить две более ранние композиции под изображением «Старого гитариста».
![ÐаÑÑина ÐикаÑÑо ÐаÑÑина ÐикаÑÑо](/images/main/stariy-gitarist-0acd56.jpg?from=https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s6b61d3476b988e81/image/ibdbc24a0660a7b67/version/1607687177/image.jpg)
Эта информация позволяет нам лучше понять художественный процесс Пикассо. Исследования Института искусств Чикаго и выставка 2001 года в Художественном музее Кливленда пролили свет на эти изображения.
Наиболее очевидные детали включают в себя голову женщины, повернутую влево, вытянутую в право руку с раскрытой ладонью и голени женщины, по которым можно судить, что Пикассо изобразил её сидящей.
Весьма вероятно, что Пикассо изначально начал писать портрет женщины, которая, возможно, пребывает в расстроенном или обеспокоенном настроении.
В наши дни картина "Старый гитарист" находится в Институте искусств Чикаго в Мемориальной коллекции Хелен Берч Бартлетт.