Старик Кабаев


Ствароверческая Московская митрополия издала статью: Трегубов А.Г. Молитвенник за Родину, Яик и свободу // Пути Русской Голгофы. М. 2013
Посвящена она весьма харизматичной и загадочной личности - Мокию Кабаеву, духовному лидеру белого Уральского казачьего войска во время Гражданской войны, родоначальнику движения "крестоносных дружин", впоследствии получившего распространение в колчаковской армии.
Самая большая загадка, связанная с Мокием Алексеевичем - откуда у него появился сан иерея и появился ли вообще? На допросах в ЧК перед своей гибелью он называл себя священником, и на единственной своей фотографии он запечатлен в старообрядческом cвященническом облачении. Вместе с тем, сам себя он публично называл просто стариком Кабаевым, без указания сана, что совершенно нехарактерно для старообрядческих священников.
Далее сначала идут выдержки из статьи Трегубова, а затем - мои комментарии.
1.) "К сожалению, не удалось документально выявить, когда и кем он был рукоположен. ... Но, возможно, что он был рукоположен в сан священника старообрядческим епископом Уральским и Оренбургским Амфилохием".
С такой же долей вероятности можно предположить, что Кабаев был иереем беглопоповцев, не признававших белокриницкую иерархию, или что он стал именоваться священником в самосвятской "Беловодской иерархии"; (руководитель которой некоторое время проживал как раз в районе реки Урал), или же вообще, что старик Мокий был всего лишь харизматичным самозванцем, наподобие своего земляка Емельяна Пугачева.
2.) "Сохранилась памятная запись обращения к командованию Уральской казачьей армии, написанная рукой самого о. Мокия Кабаева. ... Привожу его полностью (с сохранением орфографии оригинала). «Мной было поданно прошения в Уральской военной полевой штаб – дижурному гиниралу – занистить миня – 68 лет – старика духовна добровольцем на воену службу – число моей подачи 26 октябрь 1918 го. Военый Штаб искринно принял просьбу и послал в управление Екстринаго войскового депутатского съезда за № 238. В просьбе было кроме заявлино следующие – дать голос по войску всех охотников добровольцыв жалающих занестица в крестоносныю дружину под знамю нерукотворенаго Чудотвореныго образа Спасова. Числом ниограничиным канплекте людей – хоша бы несколька полков. Под обозначением общим – четыре составной крестоносной дружины. № 1-й состав Крестоносцы должны быть никурящи бородачи. Все должны носить открыто на груди на лентах и шнурках кресты восьмиконечны. № 2-й состав – Вообще по слабости неригилиозны курящи и с подобратами брадами и ус. Форма изображения креста на правой груде ис тесмы и выше какарды тонкаго белаго метала формы еорьгивскаго. № 3-й состав – Разно сектанты – форма втарова состава. № 4-й состав – Мосулманы, бургонцы и протчия – форма им место какарды тоижа мадели – 1-х составыв. Прозба утверждена по войску. С – старик М.А.Кабаев»".
Таким образом, в «крестоносной дружине под знаменем Христовым должны были оказаться (а, возможно, и оказались) представители даже тех религий, которым не свойственно почитание креста. (Под "бургонцами" здесь имелись в виду буддисты).
3.) "Он был священником Белокриницкого согласия, но под его благословение склоняли головы уральские казаки абсолютно всех конфессий".
Ну, то, что он был белокриницким священником - это еще бабушка надвое сказала. Кабаев не был настоятелем того или иного белокриницкого храма, неизвестны какие-либо его связи с белокриницкими епископами. Благословение иноверных православными священниками канонически недопустимо, это тот же самый экуменизм.
4.) "Всех встречных он благословлял, и были случаи, когда при встречах не снимали шапок, то били казаки нагайками, его сопровождало несколько человек вооруженных всадников. ... Среди казачества он слыл за легендарного героя - святого".
Ничего себе, "образ святости"! Вы можете себе представить такой "нагаечный" этикет в поведении Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, да и Самого Христа? Я - нет.
5.) "Еще сегодня враг устрашится, и мы погоним его силой Божьей и нашим победоносным оружием, оросим же шашки вражеской кровью! ... Старик Мокей Кабаев". ... "Вообще я никогда не отдавал распоряжения убивать".
Эту вторую фразу он сказал на допросе у чекистов, но такая лукавая хитрость ему не помогла – он был расстрелян в 1921-м.
6.) "О. Мокий Кабаев почитается среди старообрядцев г.Уральска как местночтимый святой".
Здесь уместно напомнить о позиции светлой памяти митрополита Алимпия относительно того вала конъюнктурных антисоветских канонизаций, который захлестнул никонианскую церковь в ельцинский период, и которого счастливо избежала РПсЦ: "Мы не согласны с широким втягиванием церкви в государственные дела, во внутреннюю и внешнюю политику. Мы также считаем, что недопустимо проводить массовые необоснованные канонизации новых святых, исходя из текущей политической целесообразности". (Сомнение в истинности вероучения Московской патриархии РПЦ – не уголовное преступление // Коммерсантъ. 22.07.2002)

http://yuri-loskutov.livejournal.com/174093.html
|
</> |