Старая этика и бумага цвета слоновой кости: сериал «Вражда: Трумен Капоте

топ 100 блогов okkomovies13.02.2024
Кадр из второго сезона сериала «Вражда», реж. Гас Ван Сент, Макс Уинклер, 2024
Кадр из второго сезона сериала «Вражда», реж. Гас Ван Сент, Макс Уинклер, 2024

На FX вышли три эпизода сериала «Вражда: Трумен Капоте против „лебедей“». Это вторая часть антологии Райана Мёрфи («Американская история ужасов» и «Американская история преступлений») о великих соперничествах. Трумен Капоте ссорится с влиятельными женами с Манхэттена. Из восьми эпизодов сезона шесть снял Гас Ван Сент. Объясняем, почему сериал никак нельзя пропускать.

В середине 1960-х манхэттенские жены обожали Трумена Капоте (Том Холландер) — ядовитого сплетника и остряка, писателя — рок-звезду со всеми вытекающими: наркотиками, алкоголизмом, сексуальной неразборчивостью и, конечно, скандалами. Роман Капоте с нью-йоркским высшим обществом длился ровно до тех пор, пока в 1975 году в журнале Esquire не вышел «Берег басков, 1965» — глава из его неоконченного opus magnum «Услышанные молитвы». В ней автор «Завтрака у Тиффани» и «Хладнокровного убийства» без всякого снисхождения использует пикантные подробности жизни своих подруг для обличительной сатиры. Их вынесенные на всеобщее обозрение колкости, которые казались милыми и блестящими в узком кругу, поблекли и были восприняты самими героинями как жестокая карикатура. Так началась вражда, обратившая, по общему мнению, карьеру Трумена Капоте к закату.

Старая этика и бумага цвета слоновой кости: сериал «Вражда: Трумен Капоте

Главные соперницы Капоте — оскорбленные светские львицы, которых он называл своими «лебедями». После публикации Бейб Пейли (Наоми Уоттс), Слим Кит (Дайан Лэйн), Си Зи Гест (Хлоя Севиньи) и Ли Радзивилл (Калиста Флокхарт) договариваются подвергнуть предателя светскому остракизму. Трумен же, изначально уверенный, что «лебедушки» себя даже не узнают, теперь вынужден праздновать День благодарения среди пожилых хиппи и сносить побои заурядного бойфренда.

Коллекционер американских сенсаций, создатель культовых «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступлений» Райан Мёрфи и певец изгоев и саморазрушителей Гас Ван Сент представляют второй сезон «Вражды» — сериала об оскорбленных селебрити с их хрупкими эго и прозаическими дрязгами. Мёрфи — шоураннер с отменным чутьем на всё, что любит широкая публика: городские легенды, мелкие обидки крупных звезд, публичные ссоры и суды, в которых поиск правосудия превращается в увлекательное зрелище. Ван Сент — живой классик с нежной любовью к добровольным маргиналам, проклятым своим слишком чувствительным к фальши зрением (такими были и Уилл Хантинг, и Харви Милк, и Джон Каллахан из «Не волнуйся, он далеко не уйдет»). Сериал, созданный таким тандемом, обречен на успех, и он не обманул ожиданий. То, с каким упорством герои отстаивают свою правду, заражает и заставляет каждого смотрящего принимать сторону, выносить вердикты и поучать. Реальная история легко находит живой отклик, а дистанция (в том числе временная) и культурный багаж помогают превратить банальную ссору в метафору, конфликт мировоззрений.

Старая этика и бумага цвета слоновой кости: сериал «Вражда: Трумен Капоте

Вышедшие три эпизода демонстрируют, что Ван Сент к чужим остротам и разбитым сердцам, в отличие от своего героя, относится предельно серьезно и с почтительного расстояния. Режиссер не выносит вердиктов и дает слово обеим сторонам. Что еще важнее — постановщик снабжает скандальный конфликт внушительными «до» и «после», разворачивая историю от знакомства Капоте с Бейб Пейли в 1955-м до финального для писателя 1984-го. Раздвигая хронологические рамки, режиссер укрупняет и сам конфликт: любимица Трумена Бейб одержима совершенством, сам писатель — изъянами. Только они делают нас интересными, объясняет он миссис Пейли в 1955-м, опуская, что «интересными» в его случае значит — годными для книги.

Старая этика и бумага цвета слоновой кости: сериал «Вражда: Трумен Капоте

В просторных хронологических рамках Ван Сент начинает свой рассказ чинно и литературно, как и полагается добротной адаптации нонфикшен-бестселлера (драматург Джон Робин Бэйтц адаптировал для сериала книгу Лоуренса Лимера «Женщины Капоте: правдивая история любви, предательства и лебединая песня целой эпохи»). Но, насладившись вдоволь тем, как неосторожно все его герои бросают слова на ветер и раздают пылкие клятвы в вечной дружбе и любви, к третьей серии режиссер завязывает с театральной драмой о вероломном предателе, и начинается совсем другая история. Неизвестные хроникеры переносят зрителя в 1966-й, накануне самой пафосной вечеринки XX века — черно-белого бала Трумена Капоте. Приглашенные писателем кинематографисты должны запечатлеть хозяина мероприятия и его лебедей в их естественной среде, но важное всегда остается за кадром. Дьявол в деталях, жестах и поступках, неуловимых для кинокамеры: черно-белая съемка не передает элегантность красных скатертей, в этих духах слишком много сандала, необработанный край листа сделает приглашение идеальным, все слишком злоупотребляют бумагой с оттенком слоновой кости. Их совершенство обходится дорого, требует жертв и пока еще печатного слова, оставаясь неуязвимым для бездушной техники.

В открывающей сцене Капоте успокаивает Бейб: предательство можно искупить вечным искусством, измена супруга обойдется ему в того симпатичного Матисса с аукциона или, может быть, Ван Гога, а скорее всего, будет стоить их обоих. Искупается ли предательство Капоте его искусством — вопрос сложный, этический, эстетический и, главное, открытый. Именно он и занимает Ван Сента, как новый слон в гостиной, тем более актуальный в нынешние чувствительные к этике времена.


Текст: Анастасия Сенченко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как и ожидалось, Марину Овсянникову, которая выбежала с антивоенным плакатом позади Катерины Андреевой на первом канале, стали чморить в псевдопатриотических соцсетях, якобы её фейсбук наполнен постами про теорию прививочного заговора и «роботами Путина». Посмотрел её фейсбук, ничего, ...
Это я естественно Мировичу отвечаю (кстати, создаётся впечатление, что они просто переписывают друг у друга посты с Германычем, у того уже было цитирование НАУКИ И ЖИЗНИ (Маленькие хитрости- Домашнему мастеру) Ну вот вынужден ещё и ещё и ещё раз написать, что СССР не ставил задачи ...
Очень плохое чувство...Признаю, грешна. Например завидую знакомым, которые жрут ...
      Чудный рисунок:       Эпично так, и пафосно. И подписать его можно так:       "Танки – это нелепая фантазия и шарлатанство. Вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он легко борется с глупой машиной…". ...
Кто поможет опознать место съемки? Загадочная иллюстрация в журнале "Фотограф-любитель", №11 за 1907 год, вероятно снимок самого С.М. Прокудина-Горского: Похоже на боковой проход в какой-то ограде, вроде парковой или монастырской. Где-то в европейской части Российской империи, ...