Станция Борки под Харьковом
uctopuockon_pyc — 30.10.2025

В этот день, 30 октября (17 октября) 1888 г, у станции Борки под Харьковом произошло крушение императорского поезда, в котором ехала семья Александра III из Крыма в Санкт-Петербург
Катастрофа произошла днем, в 14 час. 14 мин. Состав спускался с уклона на значительной для того времени скорости 68 км/ч., и вдруг неожиданно последовал страшный треск, и поезд сошел с рельс. Состав был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагоны полулежали на насыпи.
В момент крушения Императорская семья с прислугой находилась в вагоне-столовой. Все они от сильного толчка повалились на пол, но тот провалился, и пассажиры оказались на насыпи. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга.
Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули, и крыша стала падать. Как вспоминали очевидцы, Александр III держал ее на своих плечах, пока из-под нее выбирались его близкие и не подоспела помощь. Все члены Царской семьи уцелели.
Едва выбравшись из-под обломков, Император занялся оказанием помощи пострадавшим, а Императрица обходила их с медицинским персоналом, стараясь облегчить больным их страдания, хотя у нее самой была повреждена рука.
Из 15 вагонов уцелело только пять, остановившихся от действия автоматических тормозов. Вагон, в котором находились придворные и служащие, был полностью уничтожен, все находившиеся в нем погибли. Всего пострадало 68 человек, из них 21 человек скончался сразу, а один чуть позже в больнице.
Уже в сумерках, когда все убитые были опознаны, а раненые отправлены в Харьков, Царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд и отбыла назад, на станцию Лозовую.
Сразу же ночью здесь было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности.
Позже Александр III по этому поводу писал:
«Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и наконец радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Как установило следствие, причиной катастрофы стало значительное превышение скорости тяжелого царского состава - он шел со скоростью 70 верст в час вместо допущенных 20.
На месте катастрофы был воздвигнут православный семиглавый (по числу уцелевших членов Царской семьи) храм.
В "Дневнике Государя" - даже в тот день, когда Николай Второй пребывал уже после катастрофы в этих местах, - не упоминается ничего о данном событии. Почему? ДГ - это подделка. Не вел Царь дневник на тридцати тетрадках, в которых обычно решали задачки и писали сочинения гимназисты...
|
|
</> |
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Безобразие!
Альтернативная «Микаса»
Брак монарха по любви
Открыт первый Московский трамвайный диаметр — Т1
Номер 13. Попытка номер 4
Намек? Хотя скорее всего, результат какого-то глушения и/или подделки
По Малому Золотому Кольцу или как устать от отдыха. Часть III. Рыбинск.
Черно-белое кино в центре Москвы

