Стамбульские дневники. 16 апреля (2023). Дворец Долмабахче — 1

Прошлые два поста были посвящены посещению всё того же Археологического музея — Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Археологический музей — 3, Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Археологический музей — 4. А сегодня мы направимся ко дворцу Долмабахче...

Добрались до улицы Долмабахче на такси, постоянно пресекая попытки водителя каким-либо образом обмануть. Второй раз на такси уже было легче и дешевле получилось. Высадились у стадиона...
«Бешикташ» (Beşiktaş Park — Бешикташ Парк), спонсорское название «Тупраш» (Tüpraş Stadyumu) — многофункциональный стадион, расположенный в турецком городе Стамбуле. Домашняя арена футбольного клуба «Бешикташ». Вместимость — 41 903 зрителя.
В августе 2019 года на стадионе прошёл матч за Суперкубок УЕФА, в котором «Ливерпуль» обыграл «Челси» в серии пенальти.
Ближе к проливу — Часовая башня Долмабахче:
Часовая башня Долмабахче (Dolmabahçe Saat Kulesi) — часовая башня, расположенная за пределами дворца Долмабахче в Стамбуле, Турция. Его строительство было заказано османским султаном Абдул-Хамидом II (1842—1918) и спроектировано придворным архитектором Саркисом Бальяном между 1890 и 1895 годами.
Рядом же, на берегу Мечеть Долмабахче:
Мечеть Долмабахче (Dolmabahçe Camii) — мечеть XIX века, расположенная к югу от одноимённого дворцового комплекса в Стамбуле.
Мы это всё потом отдельно посмотрим, а сейчас двигаемся к самому дворцу, а то очередь в кассы будет большая (лучше прийти сюда пораньше).
Вот уже и виден дворец —
А мы держимся левее — там уже и видны кассы:
Очередь была совсем небольшая, идем во дворец —
Дворец Долмабахче спроектирован Карапетом Бальяном, одним из
самых известных турецких зодчих, рожденным в Армении. Дословно
название этого архитектурного шедевра переводится как «насыпной
сад». И это неслучайно. Под воплощение идеи архитектора была
отведена территория на побережье Босфора. Но чтобы задумка
состоялась, необходимо было сделать огромную насыпь. Работы были
начаты еще в 17 веке.
Земляной вал был необходим для строительства Бешикташа. Выстроили
дворец из древесины, но с течением лет он разрушился. Только 2 века
спустя падишах Абдул-Меджид решил найти старинной насыпи достойное
применение и приказал выстроить дворец Долмабахче.
Долмабахче – это целый комплекс, в который входит несколько разных
экспозиций: музей живописи и скульптуры, музей часов, а также
часовая башня и мечеть. Но так было не сразу. Долгое время дворец
служил в качестве главной резиденции султанов. Здесь же
впоследствии жил и работал Кемаль Ататюрк, но после его кончины
дворец опустел и превратился в шикарный музей.
Мы проходим через Ворота Сокровищницы (Hazine-i Hassa Kapısı) —
С самого начала и до периода следования западной моде османские правители строили свои резиденции в сдержанном и простом стиле, руководствуясь исключительно своими потребностями. Императорские здания с классическим архитектурным подходом, построенные в соответствии с требованиями эпохи, представляют собой сооружения, окруженные крепостными стенами, состоящие из соединенных между собой внутренних дворов, которые наблюдались в предыдущих турецких государствах. В Манисе, Бурсе, Эдирне и Топкапы были ворота, разделявшие внутренние дворы, а именно входная дверь (Баб-и Саде), Императорские ворота (Баб-и Хумаюн) и дверь гарема (Дворцы классического периода). Эти ворота использовались правящим классом и были названы в соответствии с иерархической структурой управления, и поэтому пользователи определялись соответствующим образом. Жители, не являющиеся администраторами, или те, кто приходил по различным надобностям во дворец, могли пользоваться такими дверями, как Баб-и Селам (Ворота приветствия), Отлук и Колтук.
Каждый, кто приходил во дворец, входил в дверь, определенную в соответствии с его статусом. Кроме того, дворцы , построенные до периода западничества, были расширены за счет нескольких пристроек, а не только одним строительством. В 17 веке Османской империи было трудно идти в ногу с последними событиями в Европе, и сначала она пережила периоды застоя, а затем регресса. Руководство приняло эту ситуацию и попыталось найти выход. Поэтому были инициированы некоторые инновационные движения. Этот период, начавшийся в 17 веке и продолжавшийся двести лет, называется "европеизацией". В период европеизации общество столкнулось с инновациями в военной, политической, культурной, художественной и социальной сферах. В ходе этого процесса, который также повлиял на архитектурный подход государства, западный стиль начал оказывать влияние на архитектуру. Дворцы (императорские здания) занимают важное место среди наиболее привлекательных и заметных элементов османской архитектуры. Учитывая, что все инновации были впервые приняты и применены руководством в ту эпоху, императорские здания той эпохи стали основными архитектурными воплощениями. Западные стили повлияли на архитектурную структуру дворцов в период европеизации с нескольких точек зрения. Прежде всего, дворцовые здания были построены только из одной конструкции вместе со всеми ее частями.
Эта ситуация указывает нам на уровень зрелости османского
государственного управления и управленческой иерархии. Затем
внутренние дворы, разделяющие части дворца, исчезли, и вместо них
было отдано предпочтение ландшафтным садам между этими частями. Еще
одно изменение заключается в том, что дворцы строились в основном у
моря, поэтому строительство новых ворот, которые обеспечивали вход
со стороны моря, стало необходимостью. Переходы между садами,
разъединяющие отдельные части дворца обслуживались через ворота,
что можно увидеть во дворцах Долмабахче, Чираан, Бейлербей и Йылдыз
в качестве первых примеров. Каждый сад и ворота были выполнены в
особом стиле, символизирующем разные части дворца.
Эти двери, встроенные в стены дворца или крепостной стены, не
утратили своего предназначения и названия, несмотря на влияние
европеизации. Несмотря на то, что они находились в разных местах и
конфигурациях, они смогли сохранить свою идентичность.
Дворец Долмабахче, сохранившийся до наших дней, один из четырех каменных дворцов, расположенных в Стамбуле, является первым и величайшим сооружением, в котором ощутились изменения. Двое из десяти ворот во дворце Долмабахче, а именно “Ворота султана” (Saltanat Kapısı) и "Ворота сокровищницы" (Hazine Kapı), соответственно, больше и великолепнее. Эти ворота также считаются знаками, демонстрирующими власть правителей над западными странами и общественностью. В этом смысле ворота имеют решающее значение, поскольку они отражают меняющийся подход османских правителей, которые всегда предпочитали жить в простой обстановке и простой способ избежать броскости. Если принять во внимание различные варианты оформления, которых не было в других воротах османских имперских сооружений классического периода, то можно увидеть различия в воротах дворца Долмабахче.

Вот почему стало необходимым определить происхождение архитектурной конфигурации здания, его форм и украшений. Был проведен поиск политических, экономических, культурных и художественных причин, приведших к такому новому подходу в архитектуре ворот. После некоторых полевых исследований и обзора литературы по дворцовым воротам Долмабахче их сравнили с европейскими образцами. В императорских зданиях Европы в стиле барокко, рококо и в неоклассические периоды, начиная с периода ренессанса, наблюдается такое же изменение, как и в османской империи.

Замки, резиденции правящего класса в Европе, больше не располагались на высоких холмах, а располагались в центральных местах, недалеко от людных мест. Также ранее было принято окружать резиденции правителей толстыми стенами, тут от строительства отказались. Вместо толстых стен были отданы предпочтение садовым ограждениям и воротам. С этой точки зрения изменения, произошедшие в Европе несколько столетий назад, также наблюдаются во дворцах Османской империи в период европеизации. Ворота сокровищницы во дворце Долмабахче рассматриваются как сооружение, включающее в себя все упомянутые изменения. Ворота сокровищницы Сокровищница во дворце Долмабахче, одном из императорских архитектурных сооружений Османской империи, сохраняет свое значение благодаря эклектичному стилю, отражающему архитектурный подход эпохи, так и своим размерам и монументальности структуры как символ власти.

Ворота имеют двустороннее расположение и имеют форму полукруга, обращенного к часовой башне. Часть главного входа в середине арки состоит из створок, которые соединяют эту часть с башнями по углам. Фасад здания, обращенный к саду Селамлык, выполнен в виде въездного блока. Эта часть здания представляет собой четыре створки, которые открываются в четырех направлениях внутреннего двора. Это ворота Сокровищницы, обращенные в сторону часовой башни, садовые ворота Селямлика, которые находятся напротив ворот Церкви, Сокровищница и ворота сокровищницы справа и слева, а также комнаты со старинными приспособлениями.

Фасад ворот, обращенный к часовой башне, выполненный в форме вогнутого лука, состоит из средней оси, через которую проходит главный вход, боковых стен, соединенных с этой осью с боков, и сторожевых башен. Мрамор используется в качестве материала для основной внутренней части ворот, а известняк желтого цвета - для облицовки боковых стен и башен.

Главная входная часть ворот, колонны с композитными капителями и рифлеными элементами, расположенные в ряд, круглая входная арка с подчеркнутым ключевым камнем, архитравная балка и часть фасада были выполнены в форме короны и усилены с боков подпорными башнями. Боковые стороны овального патрона, на котором была изображена тугра Абдулмеджита, помещенная на середину фронтальной части, были обведены гирляндами, рядами архитектурных элементов и листьями кардуна.
Что касается орнамента, то часть, в которой находятся входные ворота, украшена композициями из устричных раковин, жемчужных нитей, листьев кардуна, завитков, гирлянд и цветов лотоса. Эти композиции включены в размытые, прямоугольные, круглые и овальные композиции. Эти орнаментальные мотивы с античной экстракцией обладают высокими пластическими качествами, и к ним применяется эклектичный подход.
В то время как круглая форма входной арки демонстрирует характеристики ампира благодаря наличию акцента на точку ключевого камня, а также плетению и листьям кардона , используемых в орнаментах, дизайн ключевого камня в форме медальона выполнен в стиле барокко благодаря скользящей поверхности. Аналогичным образом, формы мотивов отражают стиль барокко, в то время как мотивы , использованные в картридже, обладают ампирными чертами в орнаментальной композиции, которая представлена в углу арки, выполненной из цветов лотоса и листьев кардуна.
Вошли в парк. Я тут чуть на истории остановлюсь...
Дворец Долмабахче был построен по заказу 31-го султана империи Абдула Маджида I в период с 1843 по 1856 год. Ранее султан и его семья жили во дворце Топкапы, но поскольку средневековому Топкапы не хватало современного стиля, роскоши и комфорта по сравнению с дворцами европейских монархов, Абдулмеджид решил построить новый современный дворец рядом с бывшим дворцом Бешикташ Сахиль, который был построен в 1930 году. Хаджи Саид Ага отвечал за строительные работы, в то время как проект был реализован архитекторами Гарабетом Баляном, его сыном Нигогайосом Баляном и Эванисом Калфой (членами армянской семьи придворных архитекторов Османской империи Балянов).
Строительство обошлось в пять миллионов османских золотых лир, или 35 тонн золота, что эквивалентно примерно 1,9 миллиардам долларов в сегодняшних ценах на золото (2021 год). Эта сумма соответствовала примерно четверти ежегодных налоговых поступлений. На самом деле строительство финансировалось за счет инфляции, массовой эмиссии бумажных денег, а также за счет иностранных займов. Огромные расходы легли тяжелым бременем на государственную казну и способствовали ухудшению финансового положения Османской империи, которая в конечном итоге объявила дефолт по своему государственному долгу в октябре 1875 года с последующим установлением в 1881 году финансового контроля над "больным человеком Европы" со стороны европейских держав.
С 1856 года, когда дворец был впервые заселен, в нем жили шесть султанов, вплоть до упразднения халифата в 1924 году: последним представителем королевской семьи, жившим здесь, был халиф Абдулмеджид Эфенди. Закон, вступивший в силу 3 марта 1924 года, передал право собственности на дворец национальному достоянию новой Турецкой Республики. Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый президент Турецкой Республики, летом использовал дворец в качестве президентской резиденции и поставил здесь некоторые из своих самых важных произведений. Ататюрк провел последние дни своего лечения в этом месте, где и скончался 10 ноября 1938 года.
Сегодня дворцом управляет Милли Сарайлар Дайре Башканлыги (Дирекция национальных дворцов), подчиняющаяся Великому национальному собранию Турции.
Первоначально Долмабахче был расположен на берегу Босфора, который использовался в качестве якорной стоянки османского флота. В течение 18 века эта территория постепенно осваивалась и превратилась в императорский сад, который высоко ценили османские султаны; именно от этого сада произошло название Долмабахче (Заполненный сад), которое происходит от турецкого "долма", что означает "заполненный", и "бахче", что означает "сад". В 18-м и 19-м веках здесь были построены различные небольшие летние дворцы и деревянные павильоны, которые в конечном итоге образовали дворцовый комплекс под названием Прибрежный дворец Бешикташ. Площадь в 110 000 кв. м ограничена проливом Босфор с восточной стороны, в то время как с западной ее ограничивает крутой обрыв, так что после строительства нового моноблочного дворца Долмабахче площадью 45 000 кв. м для садового комплекса, который обычно окружает такой дворец, осталось относительно небольшое пространство.
Всем, кто смотрел нашумевший сериал «Великолепный век», знаком роскошный сад Хасбахче, где среди благоухающих роз любили прогуливаться члены династии Османов. Сцены в парке, показанном в фильме, на самом деле снимали на участке, прилегающем к Посольству Германии. Настоящий же Хасбахче являлся частью огромной территории, принадлежащей дворцу Долмабахче.
Лебединый фонтан —
Во времена Османов Хасбахче (в переводе с турецкого — Главный сад) был недоступен для горожан. В 1922 году после отмены султаната собственность монарха перешла государству. Там, где веками цвели розы, и дарили прохладу экзотические деревья, вырос промышленный район.
Ситуация изменилась в 2003 году, когда муниципальные власти решили возродить прекрасный императорский сад. Сегодня Хасбахче открыт для всех желающих. Конечно, обновленный парк не обладает грандиозными размерами Гюльхане или разнообразием флоры Йылдыз. Но это не делает Хасбахче недостойным внимания туристов, ведь в жаркий стамбульский полдень здесь так приятно отдохнуть в тени густых деревьев.
Растения, экзотические для стамбульского климата, украшают
каждый уголок Хасбахче. В саду растут чилийские араукарии,
корейские сосны, магнолии и другие виды различных сосен и
кедров.
Сады, которые можно увидеть у моря, являются продолжением
Хасбахче.
Ещё несколько кадров прекрасного сада...
Собственно сам — Дворец Долмабахче:
Вид на Босфор —