"Сталинки" нашего города (19)

топ 100 блогов new_vodokachkin17.06.2023 Очередной пост в этом цикле получился спонтанно - вчера проходил мимо его, так сказать, главгероя, спешить особо не требовалось, ну и зафотал в разных ракурсах, воспользовавшись случаем и хорошей погодой.

Сталинки нашего города (19)


Обычный, в общем-то, пятиэтажный дом ранне-послевоенной постройки за номером 29 по улице Московской. Правда, овеянный ореолом этакой таинственности - "В технической документации информация о серии и типе постройки отсутствует", как сообщает один из городских справочных ресурсов. Даже с годом постройки не все однозначно, поскольку в другом справочнике год постройки указан 1947, тогда как год ввода в эксплуатацию - аж 1955, для того периода подобные долгострои совершенно нетипичны. В третьем источнике фигурирует вообще 1948 год постройки. И фиг разберешь...Сталинки нашего города (19) . Ну да ладно, зато взглянуть есть на что, тем более, все последующие ремонты радикально не изменили внешний облик здания.

Сталинки нашего города (19)

- все характерные фишки сталинского нео-классицизма, одно оформление балконов чего стоит. Завернув за угол, попадаю во двор -

Сталинки нашего города (19)

Сталинки нашего города (19)

- открывается не менее парадный фасад...

Сталинки нашего города (19)

...с характерными финтифлюшками, с точки зрения чисто утилитарной нафиг не нужными, однако визуально очень даже оживляющими (и хорошо, что они сохранились по сей день).

Сталинки нашего города (19)

- один из двух подъездов. Опять-таки обращает на себя внимание декоративный элемент над входом -

Сталинки нашего города (19)

- навевающий ассоциации с раскрытой книгой (по крайней мере, мне именно это пришло на ум).

Сталинки нашего города (19)

- еще одна любопытная особенность - шахматное расположение балконов по сторонам от центрального сегмента...

Сталинки нашего города (19)

...слегка выступающего и оформленного этакими рудиментарными контрфорсами.

Сталинки нашего города (19)

- продолжая обход, обнаруживаю, что другой торец здания выглядит несколько иначе с этим неглубокими нишами (тоже часто встречающимися в тогдашнем советском зодчестве), да и упоминавшиеся финтифлюшки здесь почему-то более изысканные -

Сталинки нашего города (19)

- почему так сделано, у меня догадок никаких...

Сталинки нашего города (19)

- фасад, выходящий на широкую улицу, от тротуара и проезжей части отделен натуральной живой зеленой завесой, что сейчас, при нынешнем потоке транспорта, очень даже кстати (между прочим, для той эпохи такое решение не являлось каким-то необычным и исключительным, вот навскидку в том же духе - https://new-vodokachkin.livejournal.com/237348.html).

Сталинки нашего города (19)

- с фасада центральная группа украшена полноценными колоннами, а то без них какой классицизм...Сталинки нашего города (19)

Сталинки нашего города (19)

- крылья дома образуют маленький, но обалденно уютный (это рядом с одной из наиболее оживленных городских магистралей!) дворик, в который даже шум уличного движения проникает изрядно приглушенным густой листвой...

Сталинки нашего города (19)

Сталинки нашего города (19)

М-да, это не "человейник", это - ДОМ в подлинном смысле слова.

А вот это меня, признаюсь честно, удивило -

Сталинки нашего города (19)

- и даже не явный ляп (вряд ли товарищ Алиев Т.Х. мог жить в еще не построенном доме, разве что в каком-то ином, стоявшем прежде по тому же адресу), это фигня, а то, когда, оказывается, начинается история нашего городского троллейбуса! Вот уж не ожидал, однако беглый гуглинг позволил выяснить, что и в самом деле -

"Троллейбусное движение в Свердловске открылось во время Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года в поселке Нижнеисетске (современный Химмаш) заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Он выдавал важнейшую оборонную продукцию. Значительная часть рабочих не смогла разместиться в перенаселенном поселке и жила в бараках в Свердловске. До завода ежедневно нужно было идти больше 10 километров. У людей просто не хватало сил преодолевать такое расстояние дважды в сутки."(https://www.e1.ru/text/transport/2023/02/27/72081374/)
"В разгар Великой Отечественной войны, осенью 1942 года Государственный комитет Обороны принял решение о строительстве в Свердловске первой троллейбусной линии от улицы Фрунзе до посёлка Нижнеисетск, где разместился эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. В условиях жёсткой нужды, нехватки всего и вся, троллейбусная линия протяжённостью 9,8 километра была выстроена. История сохранила имена первостроителей - начальника строительства, талантливого специалиста и организатора Т. Алиева, начальника службы энергохозяйства Б. Зубрицкого, первого директора троллейбусной службы А. Фёдорова, начальника СГЖД (с 1943 - СТТУ) М. Кирильцева, начальника службы движения Н. Белоносова"(http://www.ettu.ru/about/hystory/)
"Целую делегацию (в основном из женщин) отправили на обучение в Москву - это были будущие водители троллейбусов, электрики и механики.
Стройку завершили в течение года. В октябре 1943 года троллейбусная линия от перекрестка улиц Фрунзе и Белинского до Нижнеисетска вступила в строй. Свердловск стал третьим городом в СССР после Москвы и Ленинграда, где открылось троллейбусное движение. Из Москвы были эвакуированы четыре поврежденных троллейбуса ЯТБ-4, которые после ремонта в Свердловске  вышли на линию."(https://www.ekburg.ru/news/15/58502-istoriya--let-nazad-trolleybusy-poshli-ot-ulitsy-frunze-do-vokzala/)

Вот так случайным образом иной раз узнаешь факты, очерчивающие еще одну грань вроде бы хорошо известной эпохи...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Инициаторы транспортного проекта «Шелковый путь», который должен соединить автодорогой европейскую территорию России и Западный Китай, огласили стоимость отечественного участка трассы – 780 млрд рублей, половину из которых, скорее всего, оплатит бюджет страны. По данным «Известий», ...
Olga Golubovskaya Как оказалось, для того, чтобы просто выжить, надо не много денег, много должностей, много амбиций или много наглости. Для того, чтобы просто жить, надо всего-навсего баллон дешевого, никому ранее не нужного в таком количестве кислорода, элементарные медикаменты, ...
Ну а хуле делать, если окончание так и осталось ненаписаным? Тем более что именно к структуре этого мира у меня были вопросы - много причём. Прочитал страниц тридцать. Йо ты ж моё... Как же я эту муть для убогих употребил-то в заповеднике? Вот уж точно "заповедный синдром". ...
...
Из интервью Адвоката: "Что касается взаимоотношений с прессой, то они постепенно меняются, упорядочиваются... Да, не каждый любит говорить, но такие проблемы были у меня и в "Зените", и я научился с ними справляться". По этому поводу у ...