Сталин и КПСС. "Освобождение".
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
Сначала, как обычно, дежурное предупрежение:
честно предупреждаю всех борцунов с режымом, чья задница помнит
инъекции галоперидола и аминазина: не суетитесь и не брызгайте
слюной, не поможет!
Никаких дискуссий с вами не будет. Будете цинично посланы в ЧС без
разговоров! Вопросы есть? Вопросов нет!
Это - окончание статьи. Начало - здесь: http://maxpark.com/community/3782/content/3469899
Прежде всего - небольшое отступление. Фильм "Освобождение".
Эпопея была снята в 1970-м году и посвящалась 25-летию Победы.
По мнению многих, это абсолютно лучший фильм о войне всех времён.
Как в истории отечественного, так и зарубежного кино.
В нём очень много любопытных и крайне важных моментов, но нам для
продолжения разговора понадобятся две роли: гитлера и Сталина.
Роль И.В. Сталина в фильме исполнил Бухути Александрович
Закариадзе, младший брат знаменитого Серго Закариадзе, исполнителя
главной роли в фильме "Отец солдата" режиссёра Резо Чхеидзе -
шедевра мирового кинематографа, удостоенного всех мыслимых наград и
призов.
Роль гитлера сыграл немецкий актёр Фриц Диц, вошедший в мировое
кино, как лучший исполнитель гитлера всех времён.
Прежде всего, тут надо отметить, что и Б.Закариадзе, и Ф.Диц
обладали портретным сходством с исполняемыми персонажами. Затем то,
что оба они были выдающимися актёрами, современниками событий и
лиц, воплощать которые им пришлось на экране.
Всё это имеет огромное значение, потому что фильм снимался под
самым пристальным контролем ЦК КПСС и по его заказу. Понятно, что
оба высококлассных актёра были вполне в состоянии исполнить свои
роли с любым оттенком, изобразить своих исторических персонажей с
любым акцентом - от трагического до комического, от серьёзного до
карикатурного, создать образ любой степени достоверности - от
собирательного или канонического, до строго документального.
Но перед создателями фильма была поставлена единственная задача -
историческая достоверность, подтверждаемая имеющимися в наличии
свидетельствами и документами.
Поэтому и Сталин, и гитлер в фильме говорят только то и действуют
только так, как на самом деле говорили и действовали их герои
согласно имевшимся историческим подтверждениям.
Образ Сталина, впервые появившегося перед широкой публикой после ХХ
съезда, вызывал к себе понятный интерес. И, учитывая сложность
восприятия личности И.В. в массовом сознании населения СССР тех лет
и одновременно стремясь к максимальной исторической достоверности,
создатели фильма показали Сталина таким, каким его запомнили
полководцы и государственные деятели времён войны, без каких-либо
идеологических, философских или морально-этических декораций.
Абсолютно нейтрально. Практически документально. Позволяя зрителю
самостоятельно делать выводы о личности вождя по своему
усмотрению.
На всё протяжении картины нет ни единого намёка на то, каким именно
власть хочет представить этого человека, каким именно она хотела бы
видеть Сталина в народной памяти.
Но ещё любопытнее оказалось с гитлером! Фюрер - наиболее одиозная
из всех исторических фигур давнего и недавнего прошлого.
Абсолютно отрицательный персонаж.
Образец негатива. Можно расуждать о различном отношении к И.В.
Сталины в различных кругах общества и государства, в различных
мировых "политических гостиных". Но реально реабилитировать
гитлера, сомневаться в его античеловеческой сущности не мог никто и
нигде, за исключением умственно отсталых отморозков из числа
молодёжно-маргинальных националистических кружков.
В фильме "Освобождение" гитлер впервые был показан реальным
человеком, не лишённым человеческих же эмоций, чувств, переживаний
и страстей, оставясь при этом символом и воплощением зла не потому,
что так хотели кинематографисты, а потому злом было всё, что делал
на экране Фриц Диц, документально повторяя поступки и слова своего
героя.
А сцена с самоубийством вообще оказывется исполнена неподдельного
трагизма и восходит по масштабам едва ли не к шекспировским
трагедиям.
В изобржении гитлера на экране нет и намёка на какую-то
нарочитость. Он показан таким, каким и был в действительности со
всей возможной скрупулёзностью.
Вы можете спростить, почему я так много говорю здесь о гитлере.
Ответ очень простой! Если злейший враг человечества, абсолютный
злодей показан с такой честностью и достоверностью, то нет никаких
оснований сомневаться в такой же честности при изображении всех
остальных исторических персонажей, включая Сталина и Жукова,
который тоже в те времена находился не в фаворе.
Известно, например, что роль Жукова в фильме, которую сыграл М.А.
Ульянов, была утверждена самим маршалом, тогда же запретившим всем,
кроме Ульянова, исполнять роль Жукова в кино.
Поэтому нет ни доли сомнения в том, что Сталин в этом фильме был
показан именно таким, каким и был в действительности во времена
войны.
А это, в свою очередь, говорит о том, каким именно видело в то
время его и его роль в войне Советское руководство.
Сталин, конечно, был Победителем. И это не оспаривалось и не
оспаривается никем, кроме несчастных узников совести, намертво
прикрученных к спинкам свопих кроватей в сантории им. Кащенко.
Но признавая его Победителем, подводя этим фильмом черту о роли
Сталина в истории СССР, КПСС, тем не менее, не вернуло имя Сталин
народу, не реабилитировало его в глазах миллионов ветеранов и
ховременников. Не вернулось к сталинским методам построения
социализма.
Почему?
Думаю, дело было вот в чём.
И.В. Сталин был безусловно великим, выдающимся политическим
деятелем, добившимся гигантских успехов и в мирное, и в военное
время.
Но, будучи сторонником жёсткой, бескомпромиссной, "силовой" линии в
преобразовании страны, Сталин совершил всё, что совершил, доведя
при этом общество до предела его возможностей.
И новое Советское руководство очень тонко и проницательно
разглядело этот тревожный момент, вовремя сообразило, что
напряжённая нить может лопнуть, что фантастический по
самоотверженности труд людей до, во время и после войны морально и
физически истощил народ, опустошил его.
Да, без этого напряжения было невозможно ни подготовиться к войне,
ни, тем более выиграть её. Но от понимания этого людям не
становилось легче.
Все очень устали.
И для восстановления общественных сил, для поддержания в народе
прежней веры в социализм и коммунизм, для придания нового импульса
общественному развитию Партия была вынуждена сменить курс.
И тогда, на смену призывам и лозунгам довоенных и военных времён
пришли новые стимулы и новые идеи.
Часть из них, увы, оказалась порочной. Ошибки, допущенные в это
время, не были вовремя исправлены. И больно аукнулись стране в
период правления Горбачёва.
Но это уже другая история.
|
</> |