Сталь и мир.

Недавно Владимир Владимирович подписал указ о допуске товаров из ДНР и ЛНР на российский рынок:
"МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Товары из самопровозглашенных ЛНР и ДНР должны получить равный с российскими доступ на внутренний рынок, говорится в указе Владимира Путина "Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины".
Собственно, а какие товары могут получить допуск на российский
рынок? Какие товары могут быть востребованы на нем? Их не очень
много, важных товаров. Это уголь и сталь. Но на российском рынке
много и того и того, особенно стали. И не все так однозначно.
Есть на Дальнем востоке новая верфь, Звезда. Рождалась эта верфь в
больших мучениях, которые слегка продолжаются по сей день. Добрые
люди, с самого начала строительства, вылили на эту верфь очень
много грязи. Оно и понятно почему. На этой верфи должны
строится не только танкеры ледового класса, потребность в которых
не уменьшается, но эта верфь должна стать основной в строительстве
ледоколов для Арктики. А вопрос ледоколов для Арктики, в России
вопрос стратегический.
Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК (80 % верфи) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20 %) и носило название «Звезда DSME». Новая верфь предназначалась для строительства крупнотоннажных судов (в том числе танкерного флота) и других видов морской техники, для российских нефте - и газодобывающих компаний, для реализации их проектов по добыче углеводородов на континентальном шельфе; здесь будет крупнейший в России сухой док и производственные цеха полного цикла
Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия и верфь перешла к Роснефти и Газпромбанку. В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда».
Статья из Википедии не охватывает некоторых нюансов. Дело в том,
что по технологиям из Южной Кореи, корпуса судов должны свариваться
из больших и очень больших корабельных листов. И в этом так
же был интерес Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, ну
может и не прямой, хотя у Daewoo есть собственное
металлургическое производство. Такие листы на первых порах шли из
Южной Кореи. Когда Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering
слегка разосрались с Роснефтью, остановились поставки такого листа
и перед верфью стал гамлетовский вопрос, что делать? Дело было не в
том, что корейская корабельная сталь какая то особенная. Она была
обычной корабельной сталью, только листы были большого размера.
Негабарит для железной дороги. И верфь докатилась до того, что
такие листы начали заказывать на ахметовском комбинате Ильича.
Почему на нем? Потому что рядом порт Мариуполь и такой лист можно
транспортировать по морю. Но ведь это не выход, особенно в таком
важном деле, как транспортировка российских углеводородов.
Последний абзац из Вики показывает, как будет решаться вопрос с
корабельной сталью для верфи Звезда. Путем строительства
завода по прокатке корабельного листа. Но скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается.
Узнав о таком заводе, подали слово российские металлурги. Мол что
вы там за пургу задумали, есть у нас спецвагоны и мы такую сталь
легко отправим на вашу верфь. Но и в этом есть свои нюансы. Дело в
том, что металлурги, Мордашев и Лисин, хозяева крупнейших
меткомбинатов России, играются в своей песочнице, а хозяин
Роснефти, Сечин и его окружение, это совсем другая песочница.
И почему то, когда мировой спрос на сталь падает и падает на металл
цена, в России внутренняя цена не падает. А когда мировая цена на
сталь растет, то следом растет она и в России. Ребята на этих
меткомбинатах сильно ушлые. Ставить стратегическую верфь в
зависимости от поведения этих ребят кому то сильно не хочется.
Сейчас небольшое лирическое отступление с небольшими техническими
деталями, но вполне понятными:
"Для изготовления тяжелонагруженных сварных конструкций все
более широкое применение получают высокопрочные судостроительные
стали. Необходимость использования таких сталей стала очевидной
прежде всего в связи с освоением природных ресурсов приполярных
районов и Арктического шельфа нашей страны. Экстремальные условия
(низкие температуры, ударные и вибрационные нагрузки) эксплуатации
в высоких широтах ледоколов, лихтеровозов, плавучих буровых
установок, мощных морских кранов потребовали создания хладостойких
сталей с высокими характеристиками прочности, пластичности,
сопротивления усталостному и хрупкому разрушению, с хорошей
свариваемостью. Этот комплекс свойств может быть достигнут лишь при
высоком металлургическом качестве стали.
Еще во второй половине 50-х гг. у нас в стране были разработаны стали типа А1 с гарантированным пределом текучести 490 МПа. Из этих сталей были построены корпуса атомных ледоколов «Ленин», «Сибирь» и других, которые успешно эксплуатируются до настоящего времени. Опыт работы этих ледоколов использован при разработке корпусных сталей для судов, работающих в сложных условиях мелководья прибрежных районов Арктики, с заходами в устья сибирских рек. Были разработаны и приняты в качестве корпусных материалов мелкосидящих атомных ледоколов типа «Таймыр» стали марок АБ-1, АБ1-А и АБ-2. В их состав кроме углерода (до 0,14%), кремния и марганца, использованных в качестве раскислителей, входят около 1 % хрома, 2—3 % никеля, до 0,3 % молибдена и до 1 % меди. Высокая дисперсность структурных составляющих достигается микролегированием алюминием и ванадием. Для повышения металлургического качества стали, используемой при изготовлении особо ответственных конструкций, применяют электрошлаковый переплав (на что указывает буква «ш» в марочном обозначении). Требуемый уровень механических свойств стали достигается после закалки и высокого отпуска.
Механические свойства перечисленных сталей, а также сталей марок 10ГНБШ и 10ХНДМФ (АБ-А) приведены в табл. 5.10. Обладая высокой прочностью и пластичностью, эти стали сохраняют и высокие значения работы разрушения KV при температурах до минус 40 — минус 60 °С, т. е. обладают повышенной хладостойкостью. Стали марок 10ГНБШ и 10ХНДМФ разработаны как материалы для буровых установок типа «Шельф»."
По человечески марка стали АБ 1 пишется вот так - 12ХН2МД.
Сталь АБ 2 - 12ХН3МД. Они по составу не сильно отличаются, но
именно такие марки стали допускают работу ледоколов при температуре
минус шестьдесят градусов. И листы из этой стали, безо всякой
мороки, легко свариваются между собой.
Обратите внимание на первые цифры и в старой стали - 10 и в новой
стали - 12. Цифры показывают процентное содержание углерода в этих
сталях, до 0.12 %. По содержанию углерода в основе этой стали - это
самая простая конструкционная сталь. Свойства корабельного листа
такая сталь получает при повторной плавке в электропечах под слоем
специального шлака. В такой стали есть марганец, кремний и
еще много никеля. Есть ванадий, молибден и есть еще и медь,
но этих добавок не много. Выплавить эту сталь, я думаю особого
труда не стоит.
Но по той грандиозной программе для Звезды, стали такой понадобится
много. А у российских производителей давние рынки сбыта и свои
прокатные производства за бугром. А смогут они дополнительно
начинать производить эту сталь у себя? И производить много?
Теперь опять надо вернутся к указу Путина о допуске товаров на
российский рынок из республик. Четыре крупных металлургических
завода в положении полубродячих котов. Готовых полюбить любого,
который их слегка погладит и накормит. И таки да, такой человек
нашелся в этом году. И заводы, что у нас, что и в ДНР заработали
получше.
Второй интересный вопрос. Способны ли на этих заводах производить
нужную марку достойного качества? На Алчевском меткомбинате
еще в средине двухтысячных запустили установку по непрерывной
разливке стали. Люди, далекие от этого, не знают, что это такое .А
это установка, в которую непрерывно заливают сталь из ковшов, а на
выходе получаются готовые здоровенные слябы. Но что бы эти слябы
выходили готовыми, их на выходе надо охлаждать водой. Но вода может
приводить к закалке таких вот слябов и тогда для их проката, их
надо отпускать, подвергать специальной термической обработке. Но их
никто не отпускает. По простой причине, углерода в этих сталях мало
и они просто не закаливаются. Это как раз та основа для прочной
корабельной стали, низкоуглеродистая сталь. В Алчевске она есть. В
Стаханове свой ферросплавный завод. Ферромарганец и
ферросилиций самая простая продукция для таких заводов. Для запуска
корабельной стали надо подвозить спецшлак и остальные добавки,
но их по массе не так уж и много .Остается вопрос в
электроплавильном производстве. В Донецке точно есть
электроплавильный меткомбинат А в Алчевске, еще до войны,
разработали броневую сталь марки 71. (если я не ошибаюсь в цифрах
маркировки, она там цифровая.). Но такая сталь так же получается в
электроплавильных печах под слоем шлака. Значит технология такой
плавки в Алчевске освоена. И печи есть.
И получается, есть четыре меткомбината в Донбассе, не входящие ни в
какую чужую песочницу. Очень подходящий вариант для верфи
Звезда. Могут в будущем выпускать не лист, а слябы для
прокатки на новом заводе рядом с верфью. А до Таганрога,
ближайшего порта на Азовском море, не так уж и далеко .Можно возить
негабаритный лист автотранспортом. Дороги на юг до Таганрога не
сильно загружены. Во всяком случае у нас.
И еще получается, что металлургические комбинаты из ЛНР и ДНР могут
занять практическую пустую нишу на металлургическом рынке России. А
не так, как пишут многие, за счет собственных производителей
России.
Металлургическое производство России находится в частных руках
.Роснефть, это государственная корпорация. И когда Владимир
Владимирович подписывал тот указа, мог вполне это сделать, имея
ввиду все то, что я написал.
Это понимают и американцы. Они ведь тщательно следят не только за
тем, что делается на Украине, но и у нас. А особенно в России. И
будут такому очень сильно мешать.
|
</> |