СССР в 15 картинах Константина Юона

топ 100 блогов foto_history25.10.2024 СССР в 15 картинах Константина Юона
Константин Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949

Константин Юон (1875—1958), чей день рождения — 24 (12) октября, был мастером городского пейзажа. И исторические события, которые он изображал, чаще всего развёртывались на его холстах на фоне городских пейзажей. От которых, как от низкого пасмурного неба на заглавном полотне, так и веяло дыханием истории...
Мастер прожил очень спокойную и сравнительно благополучную жизнь посреди бурь и войн ХХ столетия. Самым, пожалуй, крупным событием его личной жизни была длительная ссора с отцом, директором страховой компании, из-за скандального по дореволюционным меркам брака по любви с простой крестьянкой. С которой Юон при этом прожил долгую и счастливую жизнь...
А вот об отношении художника к революции можно гадать. Хотя, с другой стороны, что тут гадать, если в 1951 году, уже перейдя черту своего 75-летия, он... вступил в ВКП(б)? Но всё же...

СССР в 15 картинах Константина Юона
Утро в деревне. Хозяйка. Портрет [жены художника] Клавдии Алексеевны Юон. 1924

В 1921 году Юон написал картину «Новая планета».

СССР в 15 картинах Константина Юона
Новая планета. 1921

Советские искусствоведы называли её «монументальным образом нового мира». Но люди, изображённые на картине, похоже, воспринимали рождение этого «нового мира» довольно неоднозначно: одни радостно стремятся к восходящей огненно-алой планете, другие, наоборот, кидаются от пылающего светила прочь, третьи падают, сражённые им. Это, скорее, картина-катастрофа.
Ещё в большей степени это можно сказать про другое полотно художника, написанное годом позже.

СССР в 15 картинах Константина Юона
Симфония действия. 1922

Да уж, действие такое действие. Массовая гибель — вот как подобные действия обычно назывались. Что же, выходит, так живописец увидел революцию?

А вот — вожди этой революции.

СССР в 15 картинах Константина Юона
Первое появление Ленина на заседании Петросовета в Смольном. За спиной Владимира Ильича можно узнать Троцкого, Сталина, Каменева, Дзержинского, Антонова-Овсеенко, Рыкова, Урицкого и других

И примерно тогда же художник, как будто для контраста, написал «Купола и ласточки». Холст изображал белые, украшенные звёздами купола Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (кстати, в наше время эти купола синие). Даже не подумаешь, глядя на эту воплощённую безмятежность в традиционном духе, что вокруг этих стен, да отчасти и в них самих, кипит революция... Что вообще бывают на свете какие-то революции. Что мощи Сергия Радонежского в стенах лавры выставлены на всеобщее обозрение и переданы для научного анализа, как и другие мощи святых. А может быть, тревожно мечущиеся в облаках стаи ласточек призваны показать, что не всё в мире идёт так гладко и спокойно, как может показаться на первый взгляд?

СССР в 15 картинах Константина Юона
Купола и ласточки. 1921

Ещё через год художник решил запечатлеть знаменитые тогда Соловки — те самые, куда, если помните, булгаковский поэт Иван Бездомный хотел сослать философа Иммануила Канта, или Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Вот его видение:

СССР в 15 картинах Константина Юона
Люди. 1923

Но вернёмся в излюбленный художником городской пейзаж. Это — изображение непосредственно событий Октября 1917-го в Москве.

СССР в 15 картинах Константина Юона
Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года. 1927

СССР в 15 картинах Константина Юона
Штурм Кремля в 1917 году. Никольские ворота

И дальнейшее течение революции...

СССР в 15 картинах Константина Юона
Смотр Красной Армии на Красной площади в Москве в 1923 году (или «Парад Красной Армии»). 1925

СССР в 15 картинах Константина Юона
В те дни. У Дома союзов в дни похорон В.И. Ленина. 1926

СССР в 15 картинах Константина Юона
Первомайская демонстрация на Красной площади в 1929 году. 1930

СССР в 15 картинах Константина Юона
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. 1942

Но не городским пейзажем единым... В творчестве Константина Юона попадаются неожиданные картины, которые и не ждёшь у него встретить. Например:

СССР в 15 картинах Константина Юона
Комсомолки. Подмосковный молодняк. 1926

СССР в 15 картинах Константина Юона
Люди будущего. 1929

«Отчего люди не летают так, как птицы?» — как написал классик. Наверное, люди будущего выучатся летать, как птицы, как те же ласточки. Однако пока им приходится заниматься более насущным и прозаическим делом — подвешивать для полётов бомбы. :)

СССР в 15 картинах Константина Юона
Пробная подвеска бомб. 1939

Лозунг на картине, между прочим, гласит: «Защита отечества есть священный [долг] каждого гражданина СССР». Это цитата из Сталинской Конституции. А вот и её главный автор...

СССР в 15 картинах Константина Юона
Портрет И.В. Сталина. 1940

Такие дела... А уж что Юон хотел сказать каждой из этих картин... мы точно знать не можем. Но, быть может, ещё ответят «люди будущего»?.. :)

СССР в 15 картинах Константина Юона
Автопортрет. 1953

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Странная книга, не сразу к ней смогла привыкнуть. Потому что первая же история подняла во мне негатив к автору, в ней мне почудилась ярая нелюбовь к русским. Постепенно в книге появились китайцы, евреи, амазонки. Я привыкла к повествованию: такие современные сказы, только не уральские, а ...
Понравилось в требованиях к клипам на сайте Муз-ТВ: "Будет славно, если в своем творчестве вы постараетесь избежать сцен членовредительства, надругательства над святынями и немотивированного насилия, сопровождаемого нецензурной бранью, ...
Вот как в воду глядел – хотел ведь писать про людей, только, видимо знаки я перепутал. Под занавес первого рабочего дня региональное управление СУ СКП РФ подкинули информацию: В Челябинской области возбуждено уголовное дело по факту ...
Всё больше и больше компаний начинают практиковать детектор лжи. А вы бы согласились пройти "собеседование" с полифгафом? Или нет? Каково ваше мнение на сей счет? Я пока ничего внятного не могу сказать по этому ...
Я, как известно, люблю танки. Как минимум, чисто эстетически - за внешний вид. Но танки бывают очень разные, поэтому некотоые мне нравятся меньше, некоторые больше, ну а некоторые - вобще прям ой-ой-ой как. Причём именно внешне, безотносительно ...