
СССР рухнул в 1961 году. Какие ваши доказательства?


Однако, как вы понимаете, миксеры меня не очень вдохновляют. Меня в последнее время интересует проблема слома СССР и советской идеологии. Стандартные доказательства мы уже изучили - программу партии, результаты 22 съезда КПСС, выступления Хрущева, работы диссидентов, экономические показатели, Маркса перечитали - но это все не то.
Пришло время погрузиться в самые достоверные доказательства - факты, которые напрямую никак к политике, экономике и идеологии никак не относятся и поэтому самые "честные". Мы поговорим сегодня об искусстве. Причем о самом популярном искусстве - кино. Из всех жанров кино возьмем самый политически неангажированный - комедию.
Мы возьмем под прицел классические комедии Гайдая. А классические они потому, что во-первых, являлись и являются сверхпопулярными и во-вторых, были взяты за образец в этом жанре искусства.
Неявное новаторство Гайдая заключается в том, что у него главные положительные герои - преступники. До Гайдая таких прецедентов просто не было. Немыслимо представить в кино сталинской эпохи подобных персонажей. То есть, преступники конечно были, но их или перевоспитывали и только тогда окрашивали в позитивные цвета, либо только в "черном цвете".
Показательный пример - судьба романа 12 стульев. При Сталине такой роман с явным позитивным образом преступника Остапа Бендера не мог быть экранизирован. Более того, саму книгу постигла вполне ожидаемая участь - она была запрещена до 1956 года.
А кто же ее экранизировал? Правильно - Гайдай в 1971 году!
Очень показательно, что от фильма к фильму состав преступлений только отягчается. Сначала самогоноварение, потом кража, затем похищение человека и логически завершается подрасстрельной статьей за контрабанду драгоценностей. То есть, надо понимать, что Миронов и Папанов в "Бриллиантовой руке", они не мелкие воришки, а формально государственные преступники, почти изменники Родины.
Что это, в итоге, означает для нашего исследования? Получается так, что с начала 60-ых годов в СССР образ корыстного, трусливого и придурковатого человека становится вполне легитимным. Боком и подскоком внедряется посыл о том, что можно подворовывать, обманывать и дурить - главное, быть хорошим человеком и не нарушать закон.
По сути табу накладывается только на преступления против личности, а на "расхищение госсобственности" получен зеленый свет.
То есть легальность осталась прежней - закон нарушать нельзя, а вот легитимность (моральные установки) "поплыла". Что этот теоретический тезис означает на практике? Вполне простую вещь.
Если раньше человек видел в реальной жизни,как другие пытаются или нарушают закон, он с этим не мог смириться и начинал бороться - докладывал куда надо, ставил вопрос на партсобрании, проводил личные разъяснительные беседы - таких сюжетов, кстати, в "сталинском кино" вагон и маленькая тележка.
А теперь при сходных обстоятельствах человек проходит мимо с формулировкой "это его личное дело" - чего я буду вмешиваться? Каждый теперь строил свое отдельное личное потребительское счастье по принципу "не лезь ко мне, а я не полезу к тебе".
Вот такие наши доказательства.
|
</> |
