СССР, лишивший Польшу панства, объяснил, что белорусы равны всем остальным и
morfing — 02.09.2020 В связи с пропагандой, развязанной по всей видимости из Польши для руинизации Белоруссии, публикую эту короткую историческую справкуПоложение непольского населения в панской Польше до 1939 года было ужасным в той степени, в которой человек хотел оставаться не-поляком.
Панская Польша, ставшая по результатам оккупации земель бывшей империи в 1921 году многонациональным государством только с 65 процентами польского населения, вела политику на уничтожение национальной самоидентичности украинцев и белорусов. Пилсудскому, видимо, казалось что так проще, тем более обладая одной из самых крупных армий того времени - 700 тыс. (Французская была 660 тыс. человек, а Германия, согласно Версальскому договору менее 100 тыс...)
Такая политика невыгодно контрастировала с господствующим в молодом СССР расцветом национальных культур. Достаточно вспомнить насильственную, зачастую, украинизацию территорий современной Украины, когда за 15 лет русские люди, никогда не знавшие украинского вдруг оказались обучены читать и писать на нем документы, иначе не годились в чиновники СССР совсем. Их просто не брали на должности.
17 июня 1934 года по приказу Пилсудского и по тогдашней европейской моде был открыт спецконцлагерь для политических заключенных в Березе Картузской. Людей держали там без суда. Вообще без суда. По указу чиновника. Издевательства - такие же как и в любом нацистком немецком, только на несколько лет раньше.( Вообще Пилсудский еще для красноармейцев в 1920 году, оказавшихся у него в плену устроил такое, что из 127 000 погибло несколько десятков тысяч. Польские кавалеристы любили отрабатывать удары на пленных. Удары кавалерийские. Холодным оружием. Но до 1934 года эти лагеря не были политическими.
На Гулаг, созданный в СССР для производства по предложению заключенного Френкеля, дабы не есть зря социалистический хлеб, а приносить пользу - концлагерь в Березе не похоже потому что там не было задачи труда вовсе - только слом человека или его уничтожение.
Белорусские школы и культурные организации преследовались. До польской оккупации в Западной Белоруссии кровавый царизм оставил около 400 белорусских школ, 2 учительские семинарии и 5 гимназий. К 1939 году все(!) школы были преобразованы в польские, а две трети православных храмов превращены в костелы. Белорусам не давали учиться старше 4 класса. Только по-польски, поэтому сотни белорусов бежали ежегодно в БССР. Минск сильно развивался в 30 -е годы. Все убежавшие получали бесплатное образование на территории СССР, поражения в правах не имели. Они были Равными гражданами всего огромного Союза.
К месту упомянуть, что в 32-33 годах на территории западной Белоруссии свирепствовал такой же голод что и в Поволжье СССР, причиной которого был вовсе не Сталин, а "ржавчина" -болезнь зерновых и системные проблемы в сельском хозяйстве.
09.01.32 г. Газета «Дойче Альгемайне Цейтунг». «Трехлетний экономический кризис в стране и кабальное положение крестьянства привели к разорению и развалу польское земледелие и без того маломощное и отсталое. Недоимки по сельскому хозяйству дошли уже до 1 млрд. злотых (1 злотый - 22 коп). Живущее под угрозой банкротства государство безжалостно выколачивает эти недоимки из нищего крестьянства. Особенно свирепые поборы обрушиваются на украинцев и белорусов. Приезд судебного исполнителя повергает деревню в панику. Он появляется в сопровождении стражников и маклаков; описывает все мало-мальски ценное, описанное тут же продается за бесценок».
Пропаганда Варшавы об ужасах жизни в стране советов не работала на крестьян совсем. На городское население- состоявшее из евреев - тоже.
Осташевский, воевода Белостока:"Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белостокском воеводстве"
... Рано или поздно, белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру" (ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.16).
В сельских волостях, где живет белорусское население - должна быть, безусловно, поднята до высшего уровня материальная культура поляков. Это одно из принципиальных условий польской экспансии... Необходимо принять решение, чтобы всякий запас земли или частная парцелляция польских имений происходила при условии передачи земель в руки поляков и, если возможно белорусским элементам, то только проявляющим тенденции ополячивания. Пролетаризирующийся белорусский элемент, идущий из деревни в город, подлежит там вообще более быстрой ассимиляции чем в деревне... Речь идет о том, чтобы не уменьшать земельных владений поляков, ибо с точки зрения политики страны - стоят выше те, в чьих руках земля" (ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.4).
К середине 30-х годов около 43% белорусов были безграмотными, студентов-белорусов менее 200.
- "Выражаясь кратко, наше отношение к белорусам может быть сформулировано так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски - ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении". В случае если возникнет необходимость "этому населению что-нибудь дать и чем либо его заинтересовать", - это может быть сделано лишь с целью "чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности" (ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.16).
Но Польше этого было мало и они, кроме оккупации земель русского народа еще попросили колоний в Африке. В Лиге Наций, чем, конечно вошли в историю как самые большие чванливые дураки на политической арене.
"Мы, поляки, как и итальянцы, стоим перед большой проблемой размещения и использования быстро увеличивающегося населения. Мы, поляки, как и итальянцы, имеем право требовать, чтобы для нас были открыты рынки экспорта и регионы для поселения, чтобы мы могли получать сырье, необходимое для национальной экономики на условиях, на которых это делают иные колониальные державы".
Потребовали себе одну десятую германских колониальных владений, соглашаясь "всего лишь" на Того и Камерун.
Поляки, любители обвинять русских в великодержавности, предпочитали подобный стиль в декретах президента Польской республики 1938 года: "последовательно привести к нивелированию русского влияния в православной церкви и тем самым ускорить процесс ополячивания среди так называемых белорусов" (ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.7-8).
Вполне понятно, почему при разгроме чванливых панов на оккупированных Польшей территориях, стихийно возникли восстания против поляков -они жестоко подавлялись польской армии, пока ее остатки, драпавшие от немцев сохраняли управление.
Таким образом СССР, не только освободил территории от оккупации но и лишил Польшу чванливого панства, объяснив полякам что белорусы равны всем остальным и людьми второго сорта не являются.
Воспользовавшись самодурством Лукашенко, потерявшем берега и вильнувшим филеем на Запад и последовавшими проблемами настоящего часа, Польша начала массированную компанию по привлекательности польской идеи для белорусов и на часть населения она явно повлияла. Я даже среди своих сестер вижу пропольские настроения. Это и злит и огорчает. Они были совсем маленькими когда была жива наша бабушка, Мария Федоровна Ярош, рассказывавшая по свой безрадостный опыт батрака на панов - директора гимназии. С 12 лет она сидела с его детьми, ни читать ни писать ее директор гимназии не научил. А я вот кое-что запомнил: радость освобождения и быть равной. Не слугой по рождению. Не второго сорта.
Действительно, крестьянская жизнь и при СССР не была сладкой, но она не сладкая никогда и нигде. Это труд столь же благородный, сколь и тяжелый. А память унижения белорусов при оккупации Польшей стоит все же сохранять, не допуская, по -возможности мысли о том, что где-то добрый дядя просто так дает печеньки и варенье. Лучше печь и варить свое, Великорусское. Оставив другим как гонор, так и подобострастие.
Как-то так. Коротко.