­
­

ССК 2014

топ 100 блогов iskander_zombie — 09.12.2024
ССК 2014 ssk2014.jpg

Часть текста из приведенной ниже простыни – скопированные мои же отзывы на отдельные рассказы из сборника "Самая страшная книга 2014", которые я выкладывал в т.ч. и здесь же, но давно. Посчитал уместным свести их в итоговые впечатления от антологии в целом, которую прочел в этом году наконец-то полностью. Первая ССК – очень неровная, конечно. Есть в ней и абсолютно великолепные вещи, и какая-то крайне сомнительная наивная писанина уровня «zhurnal.lib.ru начала 2000х», причем даже не лучших его представителей. А ведь рассказы отбирались голосованием не такой уж и узкой выборки, вроде как – что-то это говорит, наверное, о странностях вкусов публики.

Никакого ранжирования делать не стал, впечатления идут по порядку, как я и читал рассказы (с большим перерывом в несколько лет к тому же).

Дмитрий Тихонов, «Сквозь занавес»
Воспитанник детдома узнает от своего товарища о возможности посетить некий кукольный театр, который откроет свои двери прямо здесь, в этом самом здании, после полуночи. Достаточно лишь взять бесплатный билет и выйти в коридор. Но никто не обещал, что представление будет приятным… Автор попытался, как мне показалось, замахнуться на нечто большее, чем просто мистический ужастик, придав рассказу некие притчево-метафорические черты а-ля «что наша жизнь?» и т.п. Но недотянул. Не знаю, насколько удачная затея – ставить в начало сборника не самый сильный рассказ (на мой вкус). С другой стороны, он короткий и довольно простой, так что может и правильно.


Михаил Павлов, «Фарш»
Скажу сразу: по жанру это сплаттерпанк. Т.е. МЯСО. Название как бэ намекает. Более того, это еще и русский детективно-чернушный сплаттерпанк: серые панельки и обшарпанные квартиры рабочих районов, грязно-промозглая зимняя оттепель, тоска и бзсхднсть — и будни оперуполномоченного РОВД, столкнувшегося со странным преступлением. В собственной квартире зверски вырезана целая семья из четырех человек. Кровищи по колено, а трупов – нет. Только какие-то куски прокрученного фарша. Кто мог такое сделать и каким образом? Да и человеческих ли это рук дело? Мне рассказ понравился: атмосферно, мрачно, чернушность уместная, к тому же ловко обманывает ожидания. Я лично до последнего думал, что объяснение убийству и последующим жутким событиям будет в духе
Tomato in the Mirror, т.е. главгерой – и есть убийца, с провалами в памяти
а оно оказалось более мистическим, но довольно остроумным и жутким.


Владимир Кузнецов, «Навек исчезнув в бездне под Мессиной»
ИМХО, самый мощный рассказ сборника. Разгар Первой Мировой, британские военные инженеры копают подземные тоннели под немецкие позиции с целью подложить туда побольше тротила и БАХНУТЬ. Работа эта, хоть и чуть менее опасная, нежели пребывание под обстрелами в окопах, но имеет свою специфику и очень сильно давит на психику: нахождение под многометровой толщей земли, постоянно опасаясь то вражеского контр-подкопа, то осыпания грунта – даже для бывалых шахтеров порой становится невыносимо. А тут еще в одном дальнем тоннеле пара солдат как-то совсем невероятным образом пропала без следа. Что-то неладное творится в подземном лабиринте.
По сути своей даже почти не хоррор, а мрачнющая драма про ужасы войны и тщетность бытия. Да, есть некоторый элемент слегка лавкрафтианской мистики – но с тем же успехом можно было обойтись и без нее. Хотя с ней, конечно, колоритнее. «Как мало, в сущности, мы знаем об этом мире, который считаем своим…»
Ощущается, на мой взгляд, влияние такого кинофильма, как «На страже смерти / Deathwatch», или же чуть менее удачной картины «Бункер». Но это так, на уровне общей концепции – поля сражений по понятным причинам представляют собой отличную декорацию для таких историй.


Олег Кожин, «…где живет Кракен»
Любопытная, довольно атмосферная история в жанре «хоррор про детей, но не для детей». Группа школоты в ходе своего обычного летнего ничегонеделанья и дуракаваляния, отправляется к заброшенному и полуразвалившемуся нефтяному резервуару, дабы проверить слухи о живущем среди ржавого металла гигантском монстре. Ну, проверили, чоужтам. Никто не ушел обиженным, все нашли, что хотели. Не страшно, но написано толково, увлекательно, и поведение персонажей достаточно правдоподобно в контексте таких условий. Ну и антураж описан автором весьма ярко и живо.


Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич, «Никта»
Неоднозначный рассказ, пример не полностью реализованного потенциала. С одной стороны, довольно интересный и перспективный сеттинг «крипто-исторического мистического ужаса» в Петербурге начала XVIII века. Начавшись с [ненастоящего] призрака покойного императора Петра, который ходит по городу и пугает вороватых сановников, история постепенно приобретает куда более зловещий и даже апокалиптичный оборот с демонами и чертями фром хелл. Есть пара-тройка неплохих, атмосферно-жутких и даже кинематографичных сцен. Однако, при этом очень видно, что авторы ниасилили своего же масштабного замаха – повествование чересчур скачкообразное, кульминация и финал сильно скомканы, и оставляет в основном лишь вопрос «ЩИТО это было?». Возможно, планировалась повесть, а не маленький рассказик, шут его разберет.


Игорь Кременцов, «10 фунтов»
Жутенький атмосферный рассказик от первого лица, где главный герой сообщает об одной случайной встрече с безумной нищенкой на вокзале, что сильно его потрясла, открыла глаза на какие-то вещи, о которых лучше не знать, и изменила жизнь в худшую сторону. Грамотное сочетание тонкой психологичности в одних сценах и телесного натурализма в других. Слегка предсказуемый, но эффектный финал. Весьма удачной находкой стал антураж старой-недоброй Англии времен викторианства и чад дичайшего разгула капитализма с нечеловеческим лицом. Тоже, кстати, может сойти за некоторую метафору.


Максим Маскаль, «Старик Чельбиген»
Непутевая школьница отправлена строгой мамой на лето в деревню к бабушке. И там юной барышне предстоит лично и довольно близко познакомиться с кое-каким порождением хакасского фольклора. Ну это совсем уж какая-то детская примитивщина: и по языку, и по сюжету. Хотя, может это и задумывалось в стиле Young Adult литературы – что-то в духе Р.Л.Стайна, наверное (которого я не читал). Но слабо, мне не понравилось. В рассказе также очень чувствуется дух времени, и что написан он в явно-выраженных 2000-ых, причем ближе к первой их половине: CD-плееры, модная субкультура готов (Теодорих и Вульфила негодуэ!) и всякое такое.


Альберт Гумеров, «Волки да вороны»
В начале ВОВ, молодой якут Мишка скоро будет призван в армию, но мистическое чутье потомственного шамана подсказывает парню, что войны он не переживет. А жить-то хочется… Потому он заключает некий договор с духами, получив гарантию – он будет жить, и жить долго, несмотря ни на что. Рассказ несколько невнятен, и интересен лишь твистом в финале, который да, забавен и ловок. Если смотрели киноленту «Ключ от всех дверей», тот там нечто подобное было провернуто.


Ольга Дорофеева, «Верлиока»
Осенним днем из подмосковной реки выловили труп женщины, зарезанной неизвестным душегубом. Следователь, принявший дело, неожиданно начинает замечать все больше отсылок к своему собственному прошлому – с коим прошлым ему вскоре и придется встретиться лицом к лицу, хотя и очень не хочется. Я остался скорее разочарован, т.к. рассказ пытается быть сложнее, чем есть. Психотриллер, который сгубила излишняя увлеченность автора попытками сделать сложные щщи и «а было ли это сейчас, или глюк ненадежного рассказчика?»


Андрей Буторин, «Под знаком Пи»
Не хоррор по большому счету, а грустненькая драма с элементами нелинейного повествования (ну, когда неясно, где тут реальное время, где флэшбеки, где предсказания будущего, а где просто глюки). Скорее понравилось, но все-таки не по душе пришлось, как все сводится к банальному «ехал чувак в плацкарте, вспоминал жизнь свою непутевую, да и помер по пути».


Александр Юдин, «Чики-чик»
Известный ученый востоковед с некоторой неохотой принимает предложение хитровывернутого олигарха пожить какое-то время на его маленьком частном острове в Индийском океане, заодно проведя определенную инспекцию владений, т.к. хозяин кое-чего… кхм, опасается. Или кое-кого.
Я, честно сказать, немного удивился, прочитав этот рассказ/повесть в этом сборнике. Т.к. сборник-то хоррора, а рассказ – чистой воды детектив классической школы. Собственно, к жанру его можно с натяжкой причислить только благодаря концовке, которая смачна, очень запоминается и представляет кое-что из предшествующих событий в немного ином свете (ну, или в прежнем – double subverted trope, как говорится).


Ольга Зинченко, «По ту сторону»
Нууу… Крутая и достаточно пугающая идея «бытового, обыденного лавкрафтизма», где непознаваемый, дикий, сводящий с ума ужас может скрываться за совершенно привычными бытовыми вещами (веб-камерой в данном случае). Но рассказ в целом слабоват – очень уж самиздатовская любительщина, кмк. Таких – за пятачок пучок.


Михаил Парфенов, «Свое место»
Рассказик про маньяка-душегуба, который в тюрьме глумливо исповедуется некому писателю-журналисту. Но писака и сам не так-то прост, а имеет определенные скрытые мотивы. Идея интересная, воплощение средненькое. Автор начал с интересной задумки, но не смог ее развить в достаточно связное произведение. Рассказ выглядит скорее некой сырой заготовкой.


Вадим Волобуев, «Буря»
Тут вообще странные впечатления. Многообещающая задумка: пара потерпевших кораблекрушение на тропическом острове, где живет старик-отшельник и его дети. Странный остров и обитатели странные. Все это замешано на классическом шекспировском сюжете и приправлено щепоткой шокера-сплаттера. Казалось бы, рецепт победы? Но воплощение очень слабое, опять уровень самиздатовского МТА. Наивные сюжетные ходы и нелепые, преисполненные дурацкого пафоса реплики в диалогах, особенно под конец. Я не могу поверить, что живые люди способны так разговаривать, извините. Ощущение какое-то, даже не знаю… как будто это подросток написал (начитанный не по годам). Или сценарист российского телесериала низшей категории – и еще неизвестно, что страшнее. %)


Александр Ульянов, «Храм червей»
И вновь, крайне, КРАЙНЕ слабый и невнятный рассказ. Двое мальчишек нашли на старом дворе люк в земле, и полезли исследовать тоннели. А там, конечно, всякая мрачность и жуть. Но жуть очень наивная и шаблонно-дурацкая. Что-то среднее между творчеством типового МТА и пионерлагерной страшилкой. Я люблю детско-подростковые страшилки, но в данном случае – это НЕ комплимент. Судя по тому, что больше ничего опубликованного у данного автора практически нет – хотелось бы надеяться, что он нашел более достойное применение своим талантам. Пожалуй, один из слабейших в ССК-2014.


Олег Кожин, «Мин бол»
После целой череды безблагодатных и удручающих поделок, шедших ранее, этот рассказ, даже не являясь по сути чем-то выдающимся, оставил довольно приятное впечатление. Такая классическая мистика про обмен разумов (удивительно, как часто эта тема попадалась в данном сборнике - совпадение ли?), замешанная на базе мифологии северных народов, с шаманизмом и всяким таким. Просто и достаточно эффектно, есть достаточно кинематографичные описания – получилась бы шикарная короткометражка, как мне кажется, если бы кто-то собрался экранизировать.


Виктория Земскова, «Перевертыши»
Паренек получает приглашение в гости от деда, про которого он раньше и знать-то не знал. Да не просто в гости, а пожить с ним какое-то время – дед старенький и больной, и хочет с внуком побыть в последние дни на этом свете. К тому же и весьма богатый, и готовый отписать все свое немалое состояние, если уважить старика напоследок. Еще за дедом ухаживает симпатичная сиделка, которая становится для юного наследника дополнительным стимулом оставаться в гостях. А в доме, между тем, творится что-то странное, уходящее корнями в далекое прошлое…
Если несколько прошлых рассказов я ругал за скверное качество, то тут плохого слова не скажу - этот рассказ написан объективно хорошо с т.з. литературного языка. Но все равно мне не понравился. Интриги ноль. Ну ежу понятно, что дед замышляет недоброе, вопрос лишь, что именно и как. Но и это угадывается уже на середине, если не раньше.
И опять используется уже набивший оскомину прием из все того же кинофильма «Ключ от всех дверей» (да, наверняка и раньше он много где применялся – просто для меня это самый известный пример такого сюжетного твиста в финале). Правда, в финале есть еще один вот-это-поворот (эдакая послетитровая сцена в фильме), который я воспринял чуть более благосклонно.


Ирина Скидневская, «Черная дама»
Этот рассказ тоже неплохо написан технически, ругать его мне особо не хочется. Но тут опять не ужасы, а эдакий детективно-психологический триллер. Есть какие-то мистические моменты, но они либо вообще являются обманными отвлекающими элементами, либо вскоре находят сугубо материальное (и весьма банальное) объяснение.
Главгероиня Лара выглядит типичной протагонисткой т.н. «(русской) женской детективной прозы», причем в плохом смысле. Никого не хочу обидеть, речь об определенных стереотипах, которые тут, к сожалению, активно используются – уж не знаю, специально или невольно. Духовно-богатая дама с ОБВМ, а также неудачной личной жизнью и неустроенным бытом, сталкивается с загадочными событиями и даже жестокими убийствами, но самостоятельно распутывает паутину темных интриг. Что-то такое… очень шаблонное. Тем не менее, пресловутая психологичность выполнена недурно: одиночество и наползающее безумие описаны довольно качествено. Еще в тексте очень много литературных цитат и отсылочек, преимущественно ко всякой-разной поэзии. Это скорее плюс, я такое люблю. Финал показался чересчур оборванным.


Михаил Павлов, «Дом на болоте»
Ну и последним в сборнике, будто бальзам на душу, идет еще один очень качественный рассказ М.Павлова (любопытно – вроде, больше ни в одном сборнике ССК не нарушалось правило «один автор – одно произведение», а в этом сразу два таких случая: Павлов и Кожин. Возможно, имел место некий дефицит качественного материала, позднее преодоленный по мере роста популярности проекта). Если «Фарш» был мрачным и беспросветным сплаттер/бодихоррор детективом, то «Дом на болоте» - столь же мрачная семейная драма с элементами готики и лавкрафтианского ужаса о неведомых сущностях, что притаились “по ту сторону сна”. Построенная в форме «мемуаров рассказчика», история повествует о человеке, который возвращается в родовое гнездо на фоне тяжелой депрессии и экзистенциального кризиса. Но там, в родительском доме - своя боль и свои страхи, от которых сбежать уже не получится: придется вновь встретиться с ними лицом к лицу.
Отличная вещь, атмосферная и не то чтобы особенно пугающая, но гнетущая. «Фарш» был очень "городским" по духу. «Дом на болоте» – очень деревенский, что ощущается как в блестяще переданном антураже большого и старого загородного дома на отшибе, так и в более неспешном темпе.
Кстати, с таким названием существует добрых полдюжины произведений разных авторов. Очень оно популярное почему-то, как оказалось.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знаете в чем основная проблема левых и либералов в сообществе в частности и вообще?? В том что у них нет собственного мнения. Вернее сказать собственной логической системы. Все их мнение построено на всяких международных постановлениях и прочих. Вот в теме про фашизм, те кто не хотели ...
..ты твердишь"все хорошо",и только он не поверив твоим словам,пойдет и купит тебе любимую шоколадку... Мне плевать на твои планы. Через 2 года я выхожу за тебя замуж одеяло будешь? (с) -мечты?-они божественны,мать вашу!:DD я обязательно оставлю ...
Камрадэ! Сломал уже голову по поводу подбора авто. Нужно отцу/брату на двоих авто, бюджет 500к. Хочется уложиться +- в бюджет, не брать самый "стоковый" комплект, желательно АКПП... Варианты что пока в расчете: 1) Шеврик Лачетти хэтч 2) Киа Рио хэтч 3) ВВ ...
YE-Е-Е-A-А-А-А-АHHHHHHHHHHHH!!!!Я знал, что осьминог не может ошибаться!!Вот вам за Диего! Дон Педро Гомец осадил эту крепость. Как мы с Паулем и предсказывали, немцы слили, убедительно показав, кто в этой паре достоин сражаться за третье место с Уругваем.В ...
Правосеки вроде заявили, что "блокаду" снимают, пошли сообщения что даже уже отремонтировали опоры и чуть ли не включили все. Не включили, на самом деле, потребление у жилья и офисов на уровне 60-70% от того, что было до подрыва. Про транспорт и промышленность данных нет, но вряд ли лучше. ...