«США наказывают не Китай, а Россию»

Военный обозреватель «Новой газеты» Павел
Фельгенгауэр объяснил, почему США наказали Китай, купивший
российские комплексы С-400, но не ввели санкции против Индии,
Индонезии или других стран, покупающим у России вооружение.

— Американцы ввели вторичные санкции за сотрудничество с Россией в соответствии с законом, принятым около года назад. Впервые применить его решили в отношении Китая за закупки российского вооружения и техники. Скорее всего, потому что эти санкции ни на что серьезно не влияют: Китай в Америке никакое вооружение не закупает. Да и находится под ограничениями уже давно — после студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Санкции до сих пор действуют: западным странам запрещено продавать Китаю военную технику и технологии двойного назначения.
Китай от новых санкций ничего особенно не потеряет и от сотрудничества с Россией совершенно точно отказываться не будет. В санкционный список внесли Департамент развития оборудования китайской армии Центрального военного совета и его главу Ли Шанфу. Санкции заключаются в том, что если у них есть собственность в Америке, то она будет заморожена (но, скорее всего, ее нет), и в том, что нельзя будет пользоваться долларами, что также никаких существенных проблем для Китая не создаст. Страна и так находится с Америкой в состоянии торговой войны.
США наказывают не Китай, а Россию.
Цель американцев – уменьшить российский вооруженный экспорт, нанести России ущерб и наказать за то, что она вмешивается в американские выборы.
Проблемы могут появиться у российских торговцев оружием. Кроме
того, вторичные санкции — это сигнал и «послание» для других стран,
которые одновременно сотрудничают и с западными странами, и с
Россией. Прежде всего, для Турции, которая является членом НАТО и
покупает вооружение в Америке и Европе. В то же время Турция
собирается закупать российские зенитные ракетные системы С-400.
Есть Индонезия, Вьетнам, Индия, Сербия, страны в Латинской Америке
и Африке, однако американцы пока их в список не включили. Насколько
долго так будет продолжаться, пока не понятно.
Повлияют ли санкции против Китая на решение других стран
сотрудничать с Россией — зависит от них. Например, Ирак закупается
в России, причем расплачивается деньгами, а не обещаниями, как
сирийцы. Одновременно Ирак закупается в США и получает от
американцев помощь. Однако там недавно прошли выборы, и новое
правительство до конца не сформировано. Не понятно, кто придет к
власти в этой расколотой стране: анти- или проамериканские
силы.
Так что странам, сотрудничающим с Россией, придется решать, чего они хотят: американских санкций или российского вооружения.
А сотрудничество с Россией, между прочим, имеет свои конкурентные преимущества.
Во-первых, Россия охотно участвует в коррупционных схемах. В западных государствах существуют законы, в которых давать взятки третьей стране, чтобы та покупала оружие или технику, в том числе самолеты, — это уголовное преступление. А у нас это законно. Об этом мне несколько лет назад говорил экс-глава одной федеральной службы. Он сказал, что взятки действительно являются нашим преимуществом и что это законно — платить государственным чиновникам через посредников «комиссионные» минимум в 10% от суммы сделки (а бывает и больше — 20%). Реже эти взятки выплачиваются авансом, причем за счет российского госбюджета.
В некоторых случаях, насколько можно судить, есть обратный откат в Россию. Это уже незаконно, но тоже работает: в другую страну перечисляют взятку, а потом ее половина приходит назад российским чиновникам.
Торговля оружием выгодна: речь идет о суммах до 3 миллиардов долларов в год. По-видимому, в США хотят «прижать» поставки вооружения, чтобы в Кремле, откуда они курируются, задумались и больше не лезли в американские выборы.
|
</> |