США хотят остаться в Сирии
colonelcassad — 23.11.2017На фоне прошедших в Сочи переговоров России, Ирана и Турции, где было анонсировано скорое завершение войны и начало процесса межсирийского урегулирования, которое должно определить облик послевоенной Сирии, примечательной оказалась утечка в американской прессе, которая указывает на то, что США несмотря на разгром ИГИЛ, намерены сохранить свои вооруженные силы в Сирии и использовать курдов как инструмент для давления на Асада.
1. Собственно, об этом уже неоднократно говорилось - несмотря на то, что официально США поддерживают территориальную целостность Сирии, неофициально они продолжают попытки реваншироваться за стратегическую неудачу с свержением Асада, чему помешали Россия и Иран. Недовольство ходом и исходом Сирийской Войны, неоднократно озвучивалось Вашингтоном, также как и опасения последствий неудачного развития войны для США, Израиля и Саудовской Аравии, связанных с возрастающей ролью России и Ирана в регионе.
2. Официально это администрацией не заявляется, так как Белый Дом и Госдеп понимают шаткость своих позиций Сирии, ибо с точки зрения международного права и фактического положения дел, действия США являются очевидной агрессией против суверенной страны. Другой вопрос, что на международное право США наплевать, также как и на суверенитет других стран, но с точки зрения имиджа, некоторые вещи официально говорить нежелательно или они требуют соответствующего информационного камуфляжа, вроде приглашения никем не признанного курдского правительства Рожавы или несуществующего разрешения от ООН. Сама по себе утечка в американских СМИ полезна, так как она раскрывает реальные, а не декларативные намерения США. Это полезно, чтобы не питать напрасных иллюзий на тему договороспобности США и их "доброй воли".
3. Россия уже не первый месяц ведет дипломатическую и информационную кампанию направленную на выдавливание американцев из Сирии. Обвинения выдвигаются МИД РФ и МО РФ, а также поддерживаются официальными заявлениями Сирии, Турции и Ирана, которые также заинтересованы в том, чтобы выдавить американцев с территории Сирии, так как именно США являются на сегодня главной помехой для завершения войны. При этом, помимо общих целей связанных с сохранением Асада у власти и обеспечения территориальной целостности Сирии, Турция и Иран решают и свои задачи. Иран занят обеспечением безопасности шиитского моста Тегеран-Бейрут (чему проект сирийского Курдистана может помешать), а Эрдоган заинтересован в ослаблении тыла Курдской Рабочей Партии и недопущении создания Сирийского Курдистана под руководством связанных с Курдской Рабочей Партией организаций.
Воевать с США напрямую конечно никто не будет, но в рамках столь модных ныне гибридных войн, есть и другие способы подвинуть гегемона.
4. На данный момент, основной стратегией в этом вопросе является втягивание адекватных курдских лидеров Рожава в межсирийский диалог, дабы курды получили свое место за столом переговоров и нашли общие точки соприкосновения с Асадом в вопросах будущего курдов в составе Сирии. Именно поэтому Россия не дает реализоваться амбициозным планам Эрдогана в отношении Африна и продолжает попытки убеждения Турции, что с курдами можно договориться и нет ничего такого, чтобы курды оказались за тем же столом, где сидят представители куда как более упоротых организаций, которые в силу политической конъюнктуры ныне считаются "умеренными террористами". На фоне некоторых из них, курдские группировки более чем легальны и рукопожатны. Но ровно до тех пор, когда ситуация не пройдет точку невозврата.
5. Если с курдами договориться не получится и США достигнут определенных успехов в деле культивирования курдского сепаратизма, то тогда неизбежен переход к варианту Б, где на курдов начнется концентрированное давление, по следующим направлениям:
а) Сирия, Турция и Ирак заблокируют экпорт нефти из Рожавы и импорт товаров в Рожаву, реализовав ровно те же самые угрозы, которыми вразумляли Иракский Курдистан. Полноценно снабжать целый регион по воздуху, США естественно не могут.
б) Будет актуализирован вопрос о курдско-арабском конфликте на территориях контролируемом курдами, где арабы составляют большинство. Это будет повышать внутреннюю энтропию Рожавы, вплоть до создания отрядов противостоящих SDF.
в) Курдские организации, которые будут напрямую принимать участие в реализации американских планов, могут быть признаны террористическими (это опция для Сирии и России может привести к существенному улучшению отношений с Турцией).
г) Россия может прекратить защищать Африн. Иран и Ирак могут перекрыть погранпереход в Фейш-Хабуре и разорвать экономические и логистические связи Иракского Курдистана с Рожавой.
д) Сирийская армия и шиитские формирования, могут начать реализацию того же плана, который был реализован в иракской Курдистане - с теми с кем смогут, договорятся, а с теми с кем не смогут - тех начнут давить, как раздавили Барзани.
е) Крайний вариант - "выпускайте Кракена", читай ввод турецкой армий в Рожаву под предлогом "борьбы с терроризмом", который не особо желателен, так как он бы означал слишком резкое усиление "друга Реджепа", но он не исключен.
В общем, как не трудно заметить, существует обширный инструментарий для давления на Рожаву, который может быть применен, если США смогут завести ситуацию до уровня неустранимого конфликта, о желании чего они сами периодически проговариваются на фоне уверений Белого Дома о том, что никакого двойного дна у американской политики в Сирии нет.
Пока что, Россия и Ко, стремятся убедить курдов, что им не надо уподобляться Барзани и проверять сценарий, о котором они потом могут очень сильно пожалеть. Можно сколько угодно кричать "Америка с нами!" и фотографировать девушек с автоматами, но когда дойдет до дела, в ходу пойдут совсем иные факторы, которым курдам нечего противопоставить. США же в свою очередь рассматривая курдов как инструмент своей политики в Сирии (что ныне даже не скрывается), пытаются пустить курдов на растопку продолжения войны в Сирии, где потери самих курдов для Вашингтона не существенны.
И в этом плане, для общего блага, в том числе и курдского, было бы желательно, если бы Россия смогла донести до курдских вождей свою позицию, а Асад и Эрдоган смягчили бы свою позицию по курдскому вопросу, дабы был найден устраивающий всех компромисс.
Получится ли это сделать, увидим в 2018 году. Россия конечно не заинтересована в излишнем затягивании Сирийской войны, скорее наоборот - ее удачные результаты необходимо дипломатически зафиксировать, чему и пытаются препятствовать США.
Данное противоречие отлично демонстрирует, что несмотря на военный разгром ИГИЛ, в Сирийской войне остается еще немало проблем, которые предстоит решить при помощи Ирана и Турции. Но никто и не обещал, что будет легко.
|
</> |