Средственные действия: на что шел бюджет Орска вместо обслуживания дамбы
znat_kak — 10.04.2024 10 апреля 2024, 00:01Весь месяц накануне прорыва на защитном сооружении работали лишь два человека, но мэрию такая подготовка к паводку устроила
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Целый месяц накануне прорыва дамбы в Орске за ее состоянием следили лишь два человека, выяснили «Известия». А за два дня до ЧП власти города приняли отчет подрядчика о том, что защитное сооружение эксплуатируется штатно. При этом за последние годы объем работ по обслуживанию дамбы сократился в три–четыре раза. Упали — с 2,7 до 1,6 млн рублей — и расходы на ее эксплуатацию. Контракты на противопаводковые работы были столь незначительны и невыгодны, что подрядчики отказывались от участия в тендерах, сообщил один из них. В то же время огромные суммы чиновники закладывают на не самые очевидные статьи расходов. Так, 4,1 млн рублей в этом году запланировали на уход за клумбами на одной из развязок, еще 727 тыс. — на такие же цветники рядом с мэрией, а 268 млн — т.е. в 167 раз больше, чем на годовое содержание дамбы — на благоустройство площади перед администрацией. Подробности — в расследовании «Известий».
Траты на госконтракты
Всего за два дня до прорыва дамбы в Орске — 3 апреля — управление ЖКХ городской администрации подписало акт о приемке работ по ее эксплуатации за март, выяснили «Известия». Претензий к качеству выполнения контракта у чиновников не возникло. Согласно отчету подрядчика (есть в распоряжении издания), в течение всего марта, то есть накануне паводка, на дамбе работали: один самосвал (10 часов за весь месяц), один рабочий (105 часов за весь месяц, то есть четыре–пять часов в день) и один «специалист» (без указания, чем и сколько он занимался). Эти работы обошлись городскому бюджету всего в 76,6 тыс. рублей.
Фото: РИА Новости
При этом общая протяженность заградительной насыпи составляет более 20 км — в нее входят старое защитное сооружение, построенное еще в 1993 году, а также новая дамба, которую возвели в 2013-м. Последний контракт на эксплуатацию дамбы был размещен в системе госзакупок в 2023 году и обошелся городу в 1,6 млн рублей.
С момента появления новой дамбы траты на ее проверку и эксплуатацию планомерно снижались — с почти 2,7 млн в 2018 году до тех самых 1,6 млн в текущем. А например, в 2020-м обслуживание дамбы обошлось городу и вовсе в 1,03 млн.
Всё это происходило на фоне сопоставимых или гораздо больших трат администрации на не самые очевидные статьи расходов, выяснили «Известия», изучив закупочную документацию мэрии Орска за последние годы.
Например, контракт на посадку и уход за цветочными клумбами на Комсомольской площади (на ней находится городская администрация) в 2021 году обошелся городу в 952 тыс. рублей. В 2024-м расходы решено было снизить, но не намного — до 727 тыс.
Еще один цветник — на круговой развязке Орск – Оренбург – Новотроицк — обходился бюджету города в среднем в 1,6 млн рублей в год, а на 2024 год на него запланировано потратить и вовсе 4,1 млн (тендер готовился, но еще не был объявлен).
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Еще в ближайшее время администрация города хочет отремонтировать актовый зал в своем здании. Только на разработку проектно-сметной документации (а не на сам ремонт) в 2023 году хотели потратить 3,14 млн. рублей, объявив соответствующий тендер.
А на благоустройство всё той же Комсомольской площади (на которой, напомним, находится мэрия) чиновники в 2024 году планируют потратить 268 млн рублей — тендер на эти работы был объявлен утром 3 апреля 2024 года. Эта сумма в 167 раз превышает годовые расходы на эксплуатацию дамбы.
При этом на контрактах, напрямую связанных с предотвращением паводков, администрация города явно экономила — они составляли в среднем порядка 300–400 тыс. рублей. В обязанности подрядчиков входили уборка мусора и травы в системе водоотвода, прочистка труб, противопаводковые углубления. Однако себестоимость работ превышала сумму контракта, рассказал «Известиям» один из подрядчиков, Михаил Спиридонов, который заключал подобный договор с администрацией города в 2022 году.
— Стоимость контрактов и технические условия [по ним] несопоставимы. Последний раз я брал контракты два года назад — на обслуживание 2,4 км в Советском районе Орска. Больше у меня желания этим заниматься не возникало, поскольку объем работ был огромный, а их стоимость маленькая. Если бы, например, у меня не было своей техники и я бы ее нанимал, то даже провести какие-то работы не смог бы. А после этих контрактов я вышел в ноль и даже немного в минус. Поэтому я прекратил любое сотрудничество по ним.
На обслуживание дамбы практически все контракты на протяжении многих лет выигрывал только один подрядчик — муниципальное предприятие «Спецавтотехуправление». Единственный раз, в 2019 году, тендер получила предпринимательница Татьяна Любимкина. Свою работу по эксплуатации сооружения «Известиям» комментировать она отказалась, сославшись на то, что это «было давно».
Автомобиль МЧС едет по подтопленной улице в Орске
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков