Среднеазиатская богема (3/3)
rus_turk — 16.01.2022 А. И. Вилькинс. Среднеазиатская богема // Антропологическая выставка 1879 года.Часть 1. Часть 2.
Цыгане-мазанг (Ферганская область). Ф. Ордэн. (humus)
Различия между люли и белуджи так велики, что они с первого
взгляда кажутся принадлежащими к двум совершенно различным
племенам.
Если мы вспомним, что таджики и сарты суть народы
короткоголовые, с маленькими конечностями и светлой кожей, то,
по-видимому, ничто не препятствует допустить, что белуджи,
вследствие долгой метисации, могли мало-помалу утратить свои
характерные признаки и приобрести отчасти новые (короткоголовность)
— словом, выродиться в особое смешанное племя, называющееся теперь
люли.
Насколько я могу видеть, три обстоятельства по-видимому противуречат сделанному мною предположению о национальности люли, именно: непризнание белуджи своего родства с люли; различие в занятиях и в языках. Постараюсь, насколько смогу, представить соображения, ослабляющие эти противуречия.
Белуджи в чайхане. Туркмения, 1929
Если белуджи считают себя племенем совершенно отличным от люли,
то люли не так смотрят на дело, что выражается уже в том, что они
признают белуджей также за люли, только иного рода или
колена
Брагуи (белуджи). Белуджистан, г. Кветта. 1898
Ничто не мешает нам считать, что эти переселения
происходили и в очень отдаленные от нас времена. Что заставило и
заставляет это племя навсегда покидать свои родные места? Надо
думать, что бедность родины, трудность прокармливания в ней живя
нищенством, не имея влечения к оседлой, земледельческой жизни. Если
мы примем такое толкование Балха и разрушил его.].
Эмиграция нынешних белуджи направляется в Туркестан через
Авганистан и Бухару на Самарканд. Может быть, впрочем, что люли не совсем
тождественны с белуджи и представляют собою другой отпрыск общего
их с ними прародителя; другими словами, люли и белуджи суть два
рода одного древнего племени. При этом допущении нам становится
понятным, что белуджи считают их другим «сортом» и отличают
названиями джаги́ humus)
Различие занятий (промыслов) у люли и белуджи, мне кажется, не
может считаться серьезным препятствием для признания их за одно и
то же племя. Если сопоставить занятия цыган
Теперь является на сцену в высшей степени любопытный вопрос:
какое отношение имеют цыганообразные племена Средней Азии к
европейским и другим настоящим цыганам? Можно ли считать эти
народности родственными или же сходство их ограничивается только
скитальческим и нищенским образом жизни? Вопрос этот теперь не
может быть разрешен окончательно: для этого требуются тщательные
исследования, которых до сих пор не было произведено. Сделав эту
оговорку, я позволю себе высказать мнение, что предположение о
родстве их друг с другом не только возможно, но даже вероятно.
Конечно, сравнение цыган должно производиться только с
предполагаемым чистым источником их происхождения (или с прямыми
потомками этого древнего племени), с белуджи, а не с производными
его. Однако чистым антропологическим сравнением ограничиваться в
этом случае нельзя: пример люли показывает, что наиболее
характерные краниологические признаки могут совершенно измениться
под влиянием скрещивания с иначе сформированными племенами. В книге
Топинара
Если является возможность подозревать тесное родство цыган
с белуджи, то естественно выступает на сцену вопрос о древних
цыганах, внесших, по мнению некоторых ученых, бронзовые мечи в
Европу. По-видимому, белуджи не могут претендовать на эту честь,
ибо маленькие рукоятки мечей бронзового периода не соответствуют
огромным рукам белуджей. Это обстоятельство, даже если можно
считать важным, что они сами не могли употреблять на дело этих
мечей, еще не делает абсолютно невозможным получение через них
мечей европейцами; они могли сами приобретать их для перепродажи,
так как на такой товар был большой спрос. В наше время Келат,
столица Белужистана, производит много оружия (хотя невысокого
качества) и сбывает его в Синд, Бомбей и Кандагар проститутки
Что касается мазангов, я завел с ними сношения в самом
начале моих занятий туркестанской богемой, но, увидав резкую
разницу их от люли (они субдолихокефалы, и притом гипсикефалы),
отступился от них как от племени, ничего общего с люли не имеющего.
Теперь я вижу, что поторопился; с белуджи я познакомился спустя
долгое время, и они показали мне, что мазангами пренебрегать не
следовало, да было уже поздно. Немногое могу сообщить о них теперь.
Этот народ, в общем, по-видимому несколько рослее, чем люли, с
довольно сильно выраженным таджикским типом. Образом жизни они
очень схожи с люли, но ремесл у них я не встречал; знаю, что они
промышляют мелочной торговлей, бродя из дома в дом. Мужчины
величают себя аттар (москательщик), так же, как и некоторые
белуджи, а женщины продают разные принадлежности женских работ:
нитки, иголки и т. п. Помню, что мне приходилось видеть
девушек мазанг (также не закрывающих лиц) весьма большой красоты.
Между люлинками еще можно встретить хорошенькое личико, но я не
могу сказать того же относительно девушек племени белуджи. В
противуположность этим последним, мазанги часто имеют испорченные
зубы и страдают ими. Мазанги считают себя выходцами из Бухары, а родным языком своим таджикский.
Считаю обязанностью выразить здесь искреннюю
признательность доктору С. И. Моравицкому за помощь,
оказанную им моим занятиям по изучению люли. Кроме разделения труда
по антропологическим измерениям,
Нищенки (город Ташкент). Поль Надар, 1890
Нищенки (город Ташкент). Поль Надар, 1890
Нищенка (Туркестанский край). Поль Надар, 1890
Нищенка (Туркестанский край). Поль Надар, 1890
Нищенки (Туркестанский край). Поль Надар, 1890
Нищенка (Туркестанский край). Поль Надар, 1890
Нищенки. Город Пенджикент, 1925
В. В. Верещагин. Люли (цыган). 1867—1868
|
</> |