Спящие

Недавно пересматривал холливудское кино еще с атмосферой, запахом 80-хх «Пробуждение». Жена, оказалось, не смотрела его. Спустя кучу лет кино увиделось другими глазами, и пришли очевидные аллегории.
Краткая фабула и несколько фактов:
Доктор Малколм Сэйер(Робин Уильямс), застенчивый врач и ученый, использует экспериментальные препараты, чтобы «пробуждать» обездвиженных жертв редкого заболевания. В поле его зрения попадает пациент(Роберт Де Ниро) с наибольшим потенциалом жизненности.
Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1969-1970 годах с невропатологом Оливером Саксом, написавшим позднее мемуары об этом. По этой книге Гарольдом Пинтером также была написана пьеса «A Kind of Alaska». Эпидемия летаргического энцефалита Экономо, вызывающего кататонию, действительно имела место в 1917-1928 годах; препарат «L-Dopa» также реален.
В одной из сцен фильма появляется действительно больная летаргическим энцефалитом Лилиан Т., единственная дожившая до того времени из пациентов доктора Сакса.
Доктор Малкольм Сэйер (Робин Уильямс) назначает больным препарат леводопа (L-DOPA). Это же лекарство использовал и сам Робин Уильямс для лечения симптомов болезни Паркинсона незадолго до смерти в августе 2014 года.
Больница представляет собой наше земное экспериментальное поле по оживлению-пробуждению еще небезнадежных людей. Пациенты-паралитики в летаргической спячке — спящие люди в нашей земной жизни. Штатные врачи — силы, действующие от лица и по инструкциям Системы, дергающие за ниточки в те или иные стороны, пасущие и «ухаживающие» за пациентами-людьми. В их картине мира, инструкциях пробуждение от летаргической спячки пациента-человека является выходящим за рамки программы чудом. Доктор(а)-экспериментатор(ы) — силы, глубоко верящие в возможность пробуждения пациента-человека и плотно работающие над этим, вынужденные местами идти против Системы для претворения в жизнь своих побуждений. Ввиду внешнего вида — белых халатов, дежурно проявляемого сочувствия к пациентам на фоне в целом роботичности своей деятельности, они напоминают механистических ангелочков. У главного героя, доктора Малкольма, «первого брата» творческого тандема, доктора-экспериментатора показано отсутствие личной жизни, и вообще какой-либо жизни кроме работы. Хорошо показано как пробудившийся пациент Леонард, «второй брат» творческого тандема, в отличие от своего побудителя полон живости и жажды жизни. За ним пробуждаются другие пациенты и как дети радуются появившимся минимальным по сравнению с непарализованным человеком возможностям. Но для Леонарда рамки лаборатории с ее узкими возможностями мелковаты, он стремится во внешний мир. Леонард скоропалительно влюбляется в первую и последнюю любовь в лице навещающей в больнице своего отца девушки. Это распаляет еще пуще и без того переполняющего его жажду жизни. Когда пробудившийся видит толпы «спящих для жизни» вокруг него людей, особенно заостряясь на роботических стороне существования врачей-«сторожей», включая своего спасителя-экспериментатора-побудителя, он сильно разочаровывается. Человек не понимает, как можно, обладая возможностью довольно полноценной жизни, не гореть — жить, а максимум тлеть — прозябать. «Сторожи» больницы периметра-лаборатории боятся, как бы ожившее дитятко не натворило бедок во внешнем по отношению к лаборатории мире и не пускают рвущегося к жизни во внешнем мире человека. Леонард протестует, становится, что называется, настоящим буйным, но его всячески подавляют. Таким образом, они отнимают у человека надежду. В итоге, после отчаянного бунта человек деградирует обратно «в эмбрион» и, несмотря на попытки борьбы, уже пригашенный и попритухший, засыпает обратно.
Дадут ли человеку проснуться, предоставив возможность сознанию приподняться повыше, закрепившись там перманентно, и не разочаруется ли он новыми ответственностью и ограничениями, захотев спуститься обратно в комфортную клетку.
Виталий
|
</> |