Спрятанные шедевры, или Равняться на Бетховена нынче не дозволено!

топ 100 блогов lovers_of_art22.02.2021
Петерис Васкс
Петерис Васкс

Особенная зеркальная дата  – 21.02.2021 - преподнесла  ошеломляющий сюрприз. Такое редко и мало кому выпадает, наверно. Из зала я вышел с чувством, будто лично  пережил с человечеством все окаянные века. И весь этот спуд лег лично мне на плечи и на душу. И я вдруг отчетливо понял, что именно услышанное и есть самая сильная, самая пробивающая камерная музыка, какую когда-либо впитывал! А вечером этого же многозначительного дня довелось как нельзя вовремя – как дополнительный критерий музыкальной истины – послушать 14-й струнный квартет великого Бетховена, самый могучий и пронзительный из его поздних. 

21.02.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. П. Васкс. Квартет для фортепиано, скрипки, альта  и виолончели. «Равнины» для скрипки, виолончели и смешанного хора. Арсений Тарапсевич-Николаев, фортепиано; Федор Безносиков, скрипка; Павел Романенко, альт; Сергей Суворов, виолончель;  Молодежный камерный хор Москвы, дирижер - Михаил Кудрявцев.

Квартет Васкса звучит в Малом зале МГК. На переднем плане Федор Безносиков
Квартет Васкса звучит в Малом зале МГК. На переднем плане Федор Безносиков

Не то чтобы Бетховен с 14-м квартетом, врывающимся в недоступные, казалось бы, глубины души и атакующим невесть откуда почерпанной силищей даже необратимую немощь, оказался менее убедительным, чем Петерис Васкс  с опусом самого начала 21-го века. Латвийский композитор просто располагал  значительной художественной форой в виде без малого двух самых, возможно, отъявленных веков в истории  человеческой – и  воспользовался ею в полной мере.

Ну, и прочь от сравнения. Ибо оно допустимо разве что по силе воздействия. Бетховен в этой музыке черпает из глубин личности. А Васкс выходит на мощнейшее обобщение. В его квартете музыка проходит путь потрясений. От бездумного заводного танца – к поиску душевной сущности. От осознания ее, этой сущности, искореженности-изувеченности -  к волевой попытке выправления. Но нагнетается, бесовски нарастает заданный темпоритм, и затягивает, и корежит дальше и дальше… Струнные у Васкса изгаляются так и эдак, изворачиваются, точно уж на сковороде, –  но не могут вырваться из лавинообразного, правящего темпоритм  мутного потока. И катарсисом врезается в слушателя излюбленный авторский прием Петериса Васкса. В пикирующем звуке струнных  слышится то сирена мчащейся, но не успевающей Скорой помощи, то крушение самолета. Подстреленность  здесь - сильнейшая метафора.

Спрятанные шедевры, или Равняться на Бетховена нынче не дозволено!

Но из этого бешеного и безумного наворота, нахлеста, морока, с нарастающей готовностью оборачивающих душу в исчадие ада, – Васкс выходит в заключительную часть, Постлюдию. С тихим обращением струнных  к первозданному мотиву души. Да, не ново. Вот только у Васкса это отнюдь не мираж. Скрипка, альт и виолончель устремляются ввысь, ощутимо неся на себе всю тяжесть испытанного. Они словно берутся за руки: а ну-ка, дружок, попробуем вместе забраться еще чуть выше, потом еще. И буквально слышишь, каким усилием дается каждая вновь достигнутая верхняя нота…

Если одним словом, то  экспрессия и драматизм - бетховенского накала!

Есть, пожалуй, некоторое сходство с «Квартетом на конец времени» Оливье Мессиана ( Васкса, кстати, роднит с ним пристрастие к голосам птиц).  Но тот квартет написан на языке программных аллегорий. Сочинение Васкса более целостное и последовательное по смысловому развитию и  по динамике. Оттого и возникает ощущение-потрясение, что это лично с тобой  произошла вся история.

И совсем другими средствами композитор  воспользовался в «Равнинах» для хора, скрипки и виолончели. Здесь тоже целостная история, тоже пройденный путь. Скрипка с виолончелью живут в сжатой мелодике. Хор, со своей стороны, крайне деликатен. Ровное движение – лишенное маршрутной цели, а пожалуй, и точки опоры.  Исподволь убыстряется темп, нарастает голос хора – и вдруг раздается птичий гомон в небе. Обрыв звучания… Лихорадочный поиск высоты… Но оборачивается он нервической  вибрацией струнных. Та же подстреленность неслышным выстрелом…

Консерватория подарила музыке Петериса Васкса большой, почти трехчасовой концерт по случаю его приближающегося 75-летия. За это – поклон.

Но почему эта потрясающе сильная художественно и заостренно актуальная музыка не звучит в московских залах вовсе? Тогда как, скажем, Шуману с Брамсом,  уступающим – готов аргументированно поспорить! - в камерном жанре Васксу, всегда зеленый свет? Я ведь приметил этот концерт совсем случайно. Знаете как? Услышал года три назад одну-единственную пьесу Васкса про старый замок. И так крепко она запомнилась, что нынче тотчас среагировал на фамилию композитора.

Да, современных композиторов не шибко охоча слушать широкая публика. Но современные, из второй половины века 20-го и из начала 21-го, они, знаете ли, очень разные. И сочинителей формалистического толка, в чью музыку вслушаться – что в кофейную гущу вперить взгляд, нынче модно в какой-то мере привечать, притом  с достаточной регулярностью.

А вот те, кто следует мужественной бетховенской традиции  и берет на себя полную ответственность за все, что вытворяет с нами безумное время, те, кто пропускает всю эту бесовщину через сердце и композиторский дар, - оказываются вроде как в изоляции.

И потому изумительного Петериса Васкса, равно как и Богуслава Мартину, до сей поры получилось как следует расслышать только по случаю круглой даты. Хорошо, что хоть так.

 А  ведь, если по гамбургскому историческому счету, то заслуживают они исполнительского и слушательского внимания – возможно, и на равных правах с Бетховеном и Шостаковичем!

Фортепианный квартет Петериса Васкса можно послушать, зарегистрировавшись на портале classic-online.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В продолжение темы ДАЙТЕ МНЕ МАЛЕНЬКУЮ ДОЛЖНОСТЬ, А БОЛЬШОЙ СВОЛОЧЬЮ Я СТАНУ САМ... Из утреннец почты: ЕНОТ, ДА НЕ ТОТ Очередной антипанегирик к первому году м.Саввы на Тверской кафедре. Сюжет восьмой: «КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ АРХИЕРЕЙ ХУЖЕ ПРЕДЫДУЩЕГО (современная православная ...
Есть радикальная разница между теми, кто наносит раны (сейчас не суть в идеологических мотивах) и теми, кто эти раны врачует. Печальная ирония в том, что и те и другие называют себя истинными христианами. По всей видимости, мы вступили в ситуацию... когда только Бог может сказать, кто ...
Только с разными знаками. На улице минус, в избушке, к счастью, плюс. Всё равно, однако, пришлось печку затопить... День обещает быть ярким. И, возможно, мы куда-нибудь ...
Завтрак – самая важная еда дня. Это – прекрасное начало для работы. Он – полезен. От завтрака не полнеют. – Все это мы слышали не раз. И хоть в разные века завтрак выглядел по-разному, но роль его всегда была велика.​ ...
З.Ы. Оказывается, мой говноблог создан в этот же день. ...