Способности и успех

топ 100 блогов imja10.01.2014 заказной пост. Второй из цикла

Вопрос звучал как "Стоит ли развивать свои сильные или свои слабые стороны?", и он очень часто встречается у клиентов в повседневных консультациях и на группах.

Мне кажется, одной из самых важных точек в этом вопросе является обилие мифов. Многие люди на полном серьезе уверены, что люди, например, могут быть предрасположены рисовать и сочинять музыку настолько, что они возьмут в руки карандаш и - опа - первый концерт Моцарта в пять лет.
Это - ложь. Пять лет - это большой возраст для ребенка. Моя дочь впервые взяла в руки карандаш в 10 месяцев. В полтора года мы шутили, что если купить ей краски, которыми можно рисовать в ванной и запереть ее с возможностью играть с водой и рисовать - она останется там навсегда. Игры с водой с тех пор стали менее актуальны, рисование - нет. Да, она рисует лучше многих своих сверстников, но на самом деле мы не можем говорить о чистом таланте, ведь она и практикуется значительно больше своих сверстников. Да, ей пять лет, но за это время она нарисовала немыслимое количество самых разных работ. Поэтому не верьте мифам про то, что кто-то родился гением. Одного рождения недостаточно.

Итак, что же такое задатки и способности? Это очень сложная тема. Разумеется, сейчас мы не придерживаемся темы о "чистой доске", на которой можно написать все, что угодно, но до сих пор нет никакого конкретного способа измерять способности человека. Впрочем, и идеи о "таланте", некой "предготовности", я бы предлагала немножко отодвинуть. Дело в том, что предрасположенностью к рисованию, например, помимо врожденной штуки вроде хорошей способности оценивать расстояния на глаз или отсутствия тремора рук, или "чувства цвета", еще нужна фантастическая попа. Ну или спина. Ну или ноги. И невероятное терпение. И воображение. И везение. И черт в ступе.
Человеческая личность настолько многогранна, что одни способности можно компенсировать другими, усилить третьими и поддержать четвертыми. При этом важно еще не забывать про влияние среды - очень часто заказывает развитие способностей именно она. Какое количество людей с хорошими способностями не стали художниками потому что "это тебе в жизни не пригодится, иди вон, лучше отцу пожрать сготовь", а какое количество отличных, например, менеджеров продаж мучаются в Строгановке и МАРХИ, потому что "пять поколений интеллигенции" - я думаю, не мне вам рассказывать. Родитель считает, что главное в жизни творчество - и вот мы получаем мальчика, не способного помыть полы и заработать денег на еду, зато со стопкой стихов. Родитель считает, что гуманитарии не люди - и мы получаем мальчика, который страдает на мехмате или в бауманке, неизбежно еле как перебираясь через сессию с мукой в глазах. Или же мы получаем Моцарта или Гауди, если все сложилось.

Поэтому для начала мне кажется важным отказаться от идеи о том, что есть "хорошие данные" и "плохие данные".
Начинать имеет смысл с того, что кажется интересным. Потому что - если со мной все в порядке - меня редко тянет туда, где у меня совсем нет шансов. Природа так устроена. Не будет коза пытаться охотиться на львов. Не будет лев пытаться залезть за травой на вершину горы. Ему туда не надо.
А вот если вам туда зачем-то надо - и вы при этом не копируете свою бабушку, которая была заслуженной козой - попробуйте.

Оценка успешности действий - это важная часть обучения. Но вторая. Первая - всегда выбор. Например, возьмем Адриану Имж, барышню с некоторой полнотой около тридцати лет. Предположим, что я хочу заниматься балетом. И вот тут же найдется толпа людей, которые скажут: "Большой тебе не светит". И правильно скажут, но не потому, что не светит, а потому что так ставить цель бессмысленно. Ее можно держать в голове как некоторую очень желанную точку, но начинать имеет смысл с маленькой цели: "я хочу сходить на первое занятие балетом". И я прихожу. И выясняется, что растяжка у меня, например, хорошая, осанка отвратительная, вес - сюрприз - большой. И дальше я начинаю оценивать - какой мой ближайший результат. Он всегда есть. Например, через год, если я похудею и буду постоянно заниматься, осанка, растяжка, координация улучшатся. Но я буду по-прежнему диспропорциональной (у меня длинное тело и не очень длинные ноги) и тяжелой для классического балета.
И вот тут самый главный вопрос: устроит ли меня неклассический балет. Если нет - то заниматься балетом бессмысленно. Если да, и я готова, например, танцевать в паре с таким же неклассическим танцором (потому что обычный балетный мальчик меня пару раз поднимет и сломается), или же без пары вовсе, работать в труппе с такими же женщинами, как я, заниматься постановкой комических номеров и так далее, то у меня вполне может из этого что-то получиться.
Если я готова оставить это в качестве хобби - вообще суперзашибись, у меня впереди блестящее будущее, полное исследования возможностей моего тела в балете.
Я это говорю, правда, на основании, скорее, моих успехов в йоге - потому что в ней я могу освоить даже достаточно сложные асаны благодаря гибкости и выносливости. Но я уверена, что и в балете я бы смогла освоить много элементов. Вопрос только в том, зачем они мне.

Но это - балет. Он связан с одной из очевидных способностей - физической формой. Потом идут непонятные человеку вне балета вещи типа "умение выжить в крайне жестоком коллективе", "умение нравиться незнакомым людям", "способность выдерживать выступление на сцене", "готовность вести достаточно аскетичный образ жизни в течение длительного периода" и "желание репетировать вещи по 8 часов в день".
Есть вещи, где все еще более трудно устроено. Например, интеллектуальная работа. Многие считают менеджеров по продаже тупыми офисными сотрудниками. Это распространенное заблуждение основано на том, что это - очень трудная интеллектуальная работа, с которой большая часть людей справляется плохо, не понимая ее сути. И тогда туда многие идут - как в преподавание - не найдя себе другого занятия. И кажется, что способности там не нужны - нужно лишь выполнять формальные вещи.
Я как бывший менеджер по продажам могу сказать, что это не так. Во-первых, человек должен быть готов разговаривать с людьми. Много. Он должен уметь выдерживать их отвержение, отсутствие интереса и нежелание с ним встречаться, попытки себя использовать и даже откровенное хамство. Во-вторых, он должен быть готов весь рабочий день быть улыбчив, вежлив, корректен и заинтересован. Да, вместе с первым пунктом. При этом он не должен превращаться в говорящий автомат. Он должен видеть пути реализации своего проекта и изменение к лучшему этих путей. Оценивать риски, договариваться с поставщиками, оценивать эффективность рекламы, разруливать кризисные ситуации и так далее. При этом он еще должен хорошо уметь считать. Если он все это умеет, его работа становится чистым творчеством, приносящим чистые - и очень хорошие - прибыли и бонусы как компании, так и ему самому.
А вот заранее оценить, сможет ли человек все это сделать, практически невозможно. Не поставишь его к станку, не посмотришь растяжку. На тренингах большая часть людей ничему не учится, потому что считает эту работу тупой и простой.

Какие способности нужно развивать, чтобы подготовиться к такой работе? А вот фиг знает. Умение общаться с людьми и эффективно действовать в нестандартных ситуациях? Так себе формулировка.
Именно поэтому у нас сейчас много специальностей, к которым не готовят в вузе - не выявлено, чему и как нужно учить людей, чтобы они были хорошими профессионалами. Непонятно, как оценивать этих людей при отборе. Знания по анатомии точно не помогут.
Это очень ярко видно с журфаком, например: можно подготовить отличных видеоператоров, фотографов, редакторов, корреспондентов, а вот авторы газет и журналов и писатели - в большинстве своем - с непрофильным образованием. Потому что одно дело - съездить куда-то, поговорить с кем-то и записать это грамотным языком (кстати, чувство языка - еще один миф. Я в него верила, пока не увидела хорошего преподавателя русского языка, который учил писать всех, у кого к этому были хотя бы минимальные способности). Авторство должно созреть в человеке вместе с его личным опытом. Ему невозможно научить.

Поэтому мне кажется очень важным помнить о том, что чистых способностей очень мало, как правило, любая мало-мальски сложная человеческая деятельность требует неочевидной комбинации способностей и личных особенностей, а также мотивации, времени, обучения и усилий. И - самое главное - желания самого человека.


И в этом смысле мне кажется родителям важно давать человеку широкий (но не бесконечный) выбор, а не упихивать в узкоспециализированную деятельность типа профессионального спорта, где ребенок света божьего не видит из-за ежедневных многочасовых тренировок.
Для того, чтобы сузить выбор, имеет смысл спрашивать ребенка, что ему интересно. И составлять на год план из трех-пяти занятий разного профиля - физическая подготовка, творчество, интеллектуальное развитие. Например, танцы, живопись, робототехника, иностранный язык. Или ушу, музыка, археология и вышивка. С правом отказаться, если ему что-то совсем наскучило или захотелось попробовать что-то другое.

Поверьте, ребенок сам вам подскажет, что выбрать, если вы дадите ему время подумать.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
фотоотчётик о работе, которой наконец-то осталось 2 дня))) и потом до сентября буду заниматься только тем, чем хочу.вчера приезжала вышка, чтобы чинить кондёр. час вышки стоит 900р. минимальный заказ 3 часа, кондёр после "починки" поработал 1 сутки... ...
...
Трудности на пути фармакологической активации NRF2 Существует ряд проблем и трудностей, связанных с использованием активаторов NRF2 в терапии [191, 192]. Первая касается низкой эффективной биологической концентрации, так как большинство активаторов NRF2 являются электрофилами и быстро ...
Программа 'Публичная димпломатия' http://www.youtube.com/watch?v=nO-hBd9bdS8&feature=share&list=UUR_EbsBLQtQ73s-SFMmEjGQ Михаил Кушаков, Максим Калашников, Валентина Гойденко, Сергей Пантелеев - о будущем Приднестровья. ...
"Сегодня, впервые за многие годы Хальчанский дворец понял, что он больше не один!" (заместитель директора музея по научной работе Владимир Адамович Литвинов) Вчера, 24 сентября, прошел второй волонтерский субботник в Хальчанском дворце. ВТОРОЙ!!! Хальчанский дворец или Хальчанская ...