Способы мотивации

Есть 2 варианта: "умница" и "идиот".
"Умница"
Ребенку всегда и при любых обстоятельствах, говорят, что он - умница. Все достижения ребенка превозносятся до небес: и что на шпагат он почти-почти садится, и что голова у него светлая, и что способный, и что рисует так, что Рубенсу и не снилось и ты ды. Согласно адептам этого варианта мотивации, у ребенка должна быть хорошая самооценка и он должен верить в свои силы. А ежели веришь в свои силы, да еще знаешь, что фан-клуб в лице мамы-папы тебя поддержит во что бы то ни стало, то должны отрасти крылья и все получиться. Не спорю, теория хорошая, и наверное, даже действенная. С другой стороны, если ты такой хороший-распрекрасный, то зачем тогда напрягаться? Ты же уже "умница", чего еще надо? и так у человека пропадает запал к самосовершенствованию.
А теперь про девочку Ясю.
С Ясей мы дружили в детстве: оказалось, что на лето мы приезжаем в одно и то же место, да имамы сдружились. Ясина мама и бабушка всегда рассказывали, какая у них девочка умница - ну чем не мило, гордые родительницы? Для Яси делалсь все: ее отправляли на самые-самые смены в лагерь "Океан", мама наскребла денег и отправила Ясю на лето учить английский в Штаты, у Яси всегда были такие игрушки, ято я могла только грызть локти от зависти.
А потом что-то случилось. Я ся уже не была первой отличницей в школе. она стала прогуливать, и много. У нее появились новые друзья, она бросила учебу и стала заниматься стритованием и поездками автостопом. Мама Ясю ловила, била, запирала дома. В конце-концов была сочинена сказка про "слабое Ясино здоровье" . Ясина мама всячески обеляла репутацию дечери перед глазами окружающих и выгораживала дочку. Где и что теперь Яся - тайна за семью печатями. ходят слухи, что Яся не хорошо кончила, но, так как я этого воочию не видела, не буду ничего утверждать - злых языков тоже много.
"Идиот"
ребенку говорится, что все, чего бы он ни достиг, "можно сделать лучше", во всем выискиваются недостатки и недочеты. Если "умница" почти сел на шпагат, то "идиоту" отсчитают недостающие сантиметры. Приверженцы такого стиля мотивирования считают, что "идиот" будет стремиться улучшить свои показатели и будет самосовершенствоваться. И оно, наверное, тоже действенно: любой ребенок хочет завоевать мамину любовь и будет стараться сделать еще лучше: нарисовать круг поровнее, сесть полностью на поперечный шпагат, учиться на одни пятерки. На другой чаше весов будет самооценка ребенка: если все говорят, что я идиот и у меня ничего не получается, то я и есть идиот и ничего из меня путного не выйдет. наверное, такие роджители-мотивароты придерживаются армянской поговорки: "Не хвали сына своего, пусть это сделают другие".
А что думаете вы?
|
</> |