Спор об индульгенциях как причина междоусобных войн, обративших в пустыню всю

топ 100 блогов foto_history09.04.2022 Спор об индульгенциях как причина междоусобных войн, обративших в пустыню всю _20220407_093632

Особенно злобились на Лютера доминиканцы, и без того не жаловавшие Августинских монахов, потому, что орден их вел выгодную торговлю отпустительными грамотами. В проповедях и в сочинениях своих они яростно напали на тезисы Лютера, без околичностей, называли составителя их еретиком и придали делу такой оборот, что будто бы Лютер, восставая на индульгенции, тем самым восстает против папы и самой церкви.

Но Лютер развил свое учение в собрании августинцев, объяснил и истолковал свои тезисы и отослал их к папе с просьбою произнести решение, в котором надеялся он «услышать голос Самого Иисуса Христа». Если б Лев Х отменил индульгенции, или, по крайней мере, прекратил важнейшие злоупотребления то Лютер, не перестававший дотоле уважать папский престол, наверное бы умолк.

Но Лев Х приказал Лютеру, в срок шестидесятидневный, явиться в Рим, для ответа за свои речи и сочинение. Тогда курфирст Саксонский, Фридрих Мудрый, уже полюбивший доктора Лютера за свободомыслие, объявил, что не допустит насильно везти его в Рим, - и устроил так, что Лев Х приказал легату своему кардиналу Гаэтану выслушать Лютера в Аугсбург, Лютер отправился туда пешком; курфирст снабдил его деньгами на путевые издержки и рекомендательными письмами ко многим влиятельным членам магистрата.

Кардинал принял Лютера ласково, однако, строго потребовал, чтобы он отказался от заблуждений, впредь, им не следовал, и повиновался во всем папе. Лютер бесстрашно ответил, что не знает за собою никаких заблуждений, и, с христианским мужеством, защищал свое учение.

Впрочем, он обещал молчать, если только заставят молчать и его противников. Кардинал остался очень недоволен его ответом; он велел ему уйти и никогда не возвращаться, коли не покорится. Тогда, по совету и с помощью друзей, Лютер оставил тайно Аугсбург и, через 11 дней, явился опять в Виттенберг. Но перед тем, в присутствии многих свидетелей, он апеллировал к лучше-уведомленному папе, на ложно уведомленного, и не только прибил этот вызов к стене Аугсбурского собора, но переслал его кардиналу Гаэтану.

Кардинал потребовал от курфирста, чтобы Лютер был выслан в Рим, а папа подтвердил разрешительные грамоты и объявил Лютера еретиком. Он писал Гаэтану: «как скоро добудешь его (т.е. Лютера) во власть свою, заключи его под крепкую стражу, и держи до тех пор, пока не получишь от нас дальнейших повелений на счет представления его к нам.

Если же он станет упорствовать в своем противлении, и ты не будешь иметь возможности овладеть им, то сим даруем тебе полную власть по всей Германии объявить его и всех его приверженцев еретиками, проклятыми и преданными анафеме». Такие речи побудили Лютера идти дальше: он апеллировал на папу ко вселенскому собору. Папа попытался кротостью склонить Лютера к уступкам.

Он поручил камереру своему, Карлу Мильтицу, Мейсенскому дворянину, поднести курфирсту Саксонскому золотую розу, в знак особого царского благоволения, а при этом случае, уладить полюбовно спор и с Лютером. Мильтиц вызвал Лютера в Аугсбург, кротким и ласковым обращением убедил доктора написать к папе почтительное письмо, а притом изъявить папскому престолу и римской церкви глубочайшую преданность.

Но дело, так удачно поведенное Мильтицем, было опять расстроено Иоанном Эком, профессором теологии в Ингольштат, Иоанн Эк, человек ученый, искусный, но вместе с тем строптивый и гордый, думал сделать больше чем все противники Лютера, именно- побороть его искусством своим в диспутах. Он вызвал Лютера, вместе с другими виттенбергскими теологами, на диспуте в Лейпциге Когда Лютер собрался в путь, карету его провожали 200 студентов, вооруженных пиками и алебардами.

Эти добрые люди хотели защищать Лютера от всяческих оскорблений. Лейпцигские диспуты продолжались несколько недель, но на них ничего не решили, ибо каждая партия себе приписывала победу. Тут Лютер почувствовал необходимость исследовать точное происхождение папской власти и обличить нечестивые притязания стольких пап. Раздраженный доктор Эк уехал в Рим, и склонил папу издать буллу против Лютера.

В этой булле предавались проклятию 41 положение из сочинений Лютера и определялось сжечь эти сочинения; сверх того, самому Лютеру угрожало отлучение от церкви, если в течение 60 дней, не отречется он от них; всем же германским властям повелевалось: Лютера и его приверженцев арестовать и прислать в Рим.

Торжествуя, воротился Эк в Германию для обнародования и приведения в действие папской буллы: он уже думал совсем уничтожить Лютера; однако, ошибся. Правда, в некоторых местностях как например в Кёльне, Майнце и Лёвене сожгли сочинения Лютера; но в курфюршестве саксонском и в других местах не смели даже обнародовать папской буллы. Народ изорвал ее в клочки, а в Лейпциге чуть не растерзал Эка.

Лютер потерял последнее уважение к святости и непогрешимости папы; он написал сочинение о вавилонском пленении церкви, назвав в нем папу Антихристом, желающим извратить истину Св. Писания, и оправдывал свои положения осужденные буллою за ересь. Вторично апеллировал он к церковному собору и отказался повиноваться папе. Публичным объявлением он созвал студентов, и 10 декабря 1520 г., в девять часов утра, сопровождаемый толпою докторов и студентов, вышел к Эльстерским воротам.

Там воздвигли и зажгли костер; Лютер собственноручно бросил в огонь сочинения о правах папы, изданную против него, Лютера, буллу и другие сочинения своих противников и произнес слова Св. Писания: «так как преогорчил ты святых Господних, то и тебя да преогорчит и да сожжет огонь вечный.»

Это был решительный шаг к отпадению навсегда от католической церкви. От пламени Лютерова костра должен был возгореться факел страшных междоусобных войн, обративших в пустыню всю Германию, - и еще доселе не закрылась пропасть, отделяющая католиков от протестантов

Грубе А.В. Очерки из истории и народных сказаний. (Новая история), 1883

Спор об индульгенциях как причина междоусобных войн, обративших в пустыню всю

Спор об индульгенциях как причина междоусобных войн, обративших в пустыню всю

Спор об индульгенциях как причина междоусобных войн, обративших в пустыню всю

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
60 лет назад, 25 марта 1963 года , в ходе сооружения Красноярской ГЭС у Дивногорска плотиной была перекрыта река Енисей. К событию было приковано внимание прессы, литераторов, жителей не только нашей, но и многих других стран мира. В закрытый город Красноярск были даже допущены ...
Мы с вами пробуем изучать косяки и сливы, а так же их векторы в поле. Вектор косяка - это еще не косяк, но это движение в сторону косяка. Вектор слива - еще не слив, но движение в строну слива. Векторы косяков и сливов довольно просто компенсировать, косяки и сливы сложней. Но там и ...
Тест на психическую и физическую усталость. Иллюзию «Вращающийся змей» изобрел японский психиатр Акиоши Китаока. Согласно ему, «зрительные иллюзии» как ничто другое помогают определить психическое со ...
По-моему, очень сильный текст о том, что понятие «русский» давно, как минимум, со времен Великой Отечественной перешло этнического в этическое. Русский — это про человечность, про созидание, про объединение. В русских нет презрения и желания унизить другие народы, но есть сострадание и ...
Несколько раз в год агентство IPSOS опрашивает людей из 29 стран, что их больше всего волнует (надо выбрать три проблемы из предлагаемого списка). И если в Сингапуре до сих пор 14% опрошенных считают ковид одной из трех главных проблем, то в Израиле таких людей 0%. IPSOS также ...