Спокойная правда об огне от члена Русской Миссии
diak_kuraev — 20.04.2020https://www.youtube.com/watch?v=jZFed40buPY&t=1711s
31-я минута
Секретарь Русской Духовной Миссии игумен Никон (Головко)
Окончил Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (факультет журналистики), и Коломенскую духовную семинарию.
Работал в Государственном Комитете СССР по телевидению и радиовещанию, затем в Издательском отделе Московского Патриархата.
В 1996 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона.
В 1997 г. рукоположен в иеромонаха.
В апреле 2016 г. направлен в командировку в Русскую духовную миссию в Иерусалиме.
"Освящённый огонь... "Может ли число верующих в храме повлиять на сзождление Благодатного Огня?" - Нет, конечно. Потому что не в количестве людей дело. Это богослужение, которое совершается каждый год, и оно будет совершаться, будут ли люди там в большом количестве или только патриарха - это ничего не изменит. Оно будет совершаться; огонь будет благословляться и раздаваться народу. "По некоторым устным преданиям считается, что если православные арабы не присутствуют, то огонь может и не сойти. И вроде такие случаи происходили". - Знаете, вокруг богослужения, литании святого света очень много всевозможных легенд. Легенда про арабов это одна из них. Еще много легенд есть, с которыми я познакомился уже здесь, в святой земле, но поверьте, они недостойны внимания. Это богослужение, которое будет совершаться по уставу иерусалимской церкви. Более того, совершается оно не только здесь, в святой земле, но, например, на Афоне в некоторых монастырях тоже совершается подобный чин".
***
Напомню этот чин:
Молитва патриарха в кувуклии Гроба на Пасху:
Владыка Господи Иисусе Христе, светоначальная Премудрость безначального Отца, Свет Живой неприступный, сказавший из тьмы воссиять свету, сказавший: «Да будет свет», и стал свет! Господи, Податель света, изведший нас из тьмы заблуждения и введший в дивный свет Твоего познания! Землю всю во плоти пришествием Твоим, а преисподняя – во ад схождением Твоим исполнивший света и радости, и святыми Твоими апостолы низпославший свет всем народам! Благодарим Тебя, потому что благочестивою верою Ты привел нас от тьмы к свету, и мы стали чадами света через святое крещение, узрев славу Твою, которая исполнена благодати и истины. Но Господи, подающий свет! Ты, Который есть Свет великий, сказавший: «Народ, сидящий во тьме»! Владыка Господи, Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Единый Свет мира и Свет жизни человеческой, Чьей славы исполнено всё, ибо Ты, Свет, пришел в мир через пришествие Твое во плоти, хотя и возлюбили люди больше тьму, нежели свет! Господи, Светодавче, услышь нас грешных и недостойных рабов Твоих, в час сей предстоящих всесвятому Твоему и светоносному сему гробу, и приими нас, почитающих пречистые страдания Твои, всесвятое Твое распятие, вольную смерть и во всечестном гробе сем обоженного тела Твоего положение и погребение и тридневное воскресение, начав радостно праздновать которое, мы воспоминаем и во ад сошествие Твое, которым Ты Своей господской властью освободил заключенные там души праведных, блистанием Твоего Божества наполнив светом преисподнюю. А потому празднуя с радостным сердцем и духовным весельем в сию преблагословенную субботу спасительные Твои таинства, боголепно совершенные Тобою на земли и под землею, и воспоминая Тебя, истинно радостного и желанного Света, Который божественно озарил преисподнюю и боголепно воссиял из гроба, – мы совершаем (ποιούμεθα - творим) светоявление(φωτοφάνειαν), изображая (εἰκονίζοντες) этим Твое милостивое к нам богоявление. Потому что в спасительную и светозарную ночь всё наполнилось света: и небо, и земля, и преисподняя – преестественным таинством Твоего сошествия во ад и Твоего тридневного воскресения из гроба. А потому, благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества. Даруй им, Господи, здравие и благоденствие и жилища их всякого блага исполни. Господи, Подающий свет, услышь меня грешного в час сей, и даруй нам и тем [кто сейчас стоит в храме] ходить во свете Твоем и пребывать в нем до тех пор, пока с нами пребывает свет этой временной жизни. Даруй нам, Господи, чтобы свет этой временной жизни пребывал с нами. Даруй нам, Господи, чтобы свет наших благих дел светил людям, чтобы они прославляли Тебя со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом. Ибо Ты поставил нас быть светом для народов, чтобы мы светили ходящим во тьме. Но мы возлюбили больше тьму, нежели свет, творя зло. Ибо каждый, кто творит злые дела, ненавидит свет по неложному Твоему слову. А потому мы каждый день претыкаемся, согрешая, ибо ходим во тьме. Но сподоби нас оставшееся время жизни нашей жить, имея очи нашего помышления просвещенными. Даруй нам ходить во свете заповедей Твоих как чада света. Ты, Который одеваешься светом, как ризой, соделай белой как свет ту светлую одежду святого крещения, которую мы очернили своими делами. Даруй нам облечься в оружие света, чтобы мы прогнали им начальника тьмы, который принимает образ ангела света. Господи, как в тот день Ты дал свет сидящим во тьме и мраке смерти, так сегодня яви Твой нетленный свет и в наших сердцах, чтобы мы, просвещаясь и согреваясь им в вере, бесконечно прославляли Тебя, Единого от Единого светоначального Света, Свет радости. Аминь.
http://www.rusdm.ru/pictures/O%20Blagodatnom%20Ogne%20in%20Ekaterini_.pdf
Сейчас эту ссылку убрали, равно как и страницу с греческим текстом молитвы
(http://www.jerusalem-patriarchate.info/main/page/%CE%B1%CE%B3%CE%B9%CE%BF-%CF%86%CF%89%CF%82).
Но кэш помнит: http://web.archive.org/web/20170520225206/https:/rusdm.ru/news/815
Кроме того, греческий оригинал и до интернета был дважды опубликован: в 1933 архимандритом Каллистом Мелиарасом (профессором Афинского Университета) и в 1967 в журнале "Новый Сион" (Νέα Σιών) – официальном издании Иерусалимского Патриархата.
Анализ этой молитвы тут https://diak-kuraev.livejournal.com/1739519.html.
Вывод: это чин ничем не отличается от чина Великой Агиазмы. Как про воду Богоявления никто не говорит, что она сама собой появляется в водосвятной чаше, так и про свет не стоит говорить бОльшего. Это просто богослужение в ряду других освящений воды-артоса-винограда-вербочек...
В любом случае из позавчерашней уникальной телетранляции (полная трехчасовая запись studio Sami тут
https://www.facebook.com/groups/168145366651864/wp/224454435535220/)
любой может убедиться:
1. Кувуклию никто не обыскивает.
2. Патриарха никто не обыскивает.
3. Окна в придел Ангела всегда открыты (они не застеклены), и в любую минуту в них можно передать что угодно.
4. Вспышки, озаряющие храм - это фотовспышки туристов, и в отсутствие туристов "молнии" не наблюдаются.
5. Патриарх пребывает в гроблнице ровно столько, сколько нужно для прочтения вышеприведенной молитвы (то есть чуда он не ждет).
6. Бородатые аборигены не играются с огнем и даже не пытаются им "умываться", оставляя это развлечение туристам.
Комментаторы по НТВ хотя и не рассказывалиипро чудесный генезис огня, но очень некстати сказали "напряжение нарастает". Как раз в ту минуту, когда два свяшенника, ожидающие передачу свечей из кувуклия, мирно беседовали о чем-то своем. Как верно заметила Ксения Лученко,
"Посмотрела я трансляцию схождения благодатного огня. И думала о силе предубеждений, того, что называется непереводимым английским словом bias.
В этом году не было толп паломников, часами ждущих чуда в храме Гроба Господня, не было неистовых арабских юношей, шума, гвалта, эскалации ожидания, экзальтированного напряжения в воздухе, тысяч воль, стремящихся прикоснуться, схватить, увезти кусочек света с собой.
Были греческие епископы и священники, кто в масках, кто без, спокойно исполняющие один из ритуалов годового цикла. Лица у кувуклии крупным планом - расслабленные, скучающие. Разве с такими лицами и размеренными движениями ждут чего-то сверхъестественного, что может не случиться? схождения Божественного света? Нет, с такими лицами служат молебны, утрени, акафисты, вечерни - обычные службы с привычной последовательностью.
Сначала один из греческих священников прямо возле входа в кувуклию в ожидании патриарха тыкался в айфон, потом во время ожидания огня другой снимал панорамы и сослужащих, его экран было видно в трансляции - красивые планы. До того ли тем, кто трепещет перед чудом? Или хотя бы нервничает, что что-то может пойти не так?"