Спектакль «Утиная охота» на Таганке
a_nouchka — 14.03.2023Знаете, поход на премьеру спектакля «Утиная охота» на Таганке на прошлой неделе навёл меня на любопытные выводы) Не супер оригинальные, но я просто раньше не смотрела на ситуацию под этим углом.
Казалось бы, и театр и кино – оба вида искусства синтетические, т.е. включают в себя множество других направлений искусства, таких как живопись, литература, архитектура, музыка, пластика, танец и т.д. Но, убери вы из кино, например, слова и декорации, скорее всего, зритель на такое кино поморщится, ну или, как минимум, удивится.
А теперь проделайте тоже самое в театре. Эффект зачастую будет противоположный! Театр и малыми средствами способен донести много – по сути и по силе эмоционального воздействия. Удивительно, чудесно, волшебно? Но, да, у театра-таки есть свой пятый элемент)
Возвращаясь к «Утиной охоте». Пьеса Александра Вампилова была написана в 1967 году, но именно сегодня переживает новый виток интереса. В Москве, например, помимо сцены Таганки на Факельном, пьесу можно увидеть еще в двух театрах.
Почему стоит увидеть постановку Таганки? Расскажу чуть подробнее.
Растроение личности
Главный герой Зилов предстаёт перед зрителем в трех обличиях. С одной стороны, как бы распадается на три субличности. Зилов – непоследовательный и противоречивый, потерянный и ищущий, равнодушный и заинтересованный, язвительный и ранимый. С другой, все эти Зиловы — символ зацикленности, хождения по кругу и невозможности вырваться из него. Движение совершается, но никуда не приводит.
Пластика
Режиссер-хореограф Анна Закусова одним из основных языков спектакля сделала пластику и танец. Через движение зритель погружается в мир переживаний героев. Наблюдение за актерами временами вводит почти в гипнотический транс. Грань между сценой и залом в какой-то момент как будто стирается, затягивая нас в омут происходящего.
Музыка
Важное выразительное средство спектакля. Танцы под музыку, пение под музыку, музыка вместо слов. Слов, и правда, звучит не много. Но тех, которые звучат, более чем достаточно, чтобы уловить суть.
Сценография
Декорации минимальны. Да, детали вроде радиолы или дискового телефона отсылают нас в прошлое. Но в то же время герои одеты так, как мы запросто могли бы одеться и сегодня. 60-е, 70-е ли это или наше время? А какая, в сущности, разница! Разговор идёт про то, что нам до боли знакомо и не теряет своей актуальности ни тогда, ни сейчас.
Такой я увидела новую постановку Таганки. Ушла я в тот вечер с полным ощущением, что все ингредиенты были сложены в кастрюльку в нужной пропорции. Вот такое вот оно — волшебство театра!