Специальная полицейская машина СПМ-1
k_a_r_d_e_n — 01.04.2011 — АвтоНаконец-то это полузаморское чудо попало в наше распоряжение.
Расскажу вам о своих впечатлениях сложившихся, об этой машине, после первой поездки.
Для начала освежу ваши сведения о технических характеристиках СПМ-1 так сказать из первоисточника - Руководства по эксплуатации:
«Автомобиль СПМ-1 предназначен для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебного автомобиля МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействию ФПС России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.
Автомобиль СПМ-1 – колесный, двухосный с колесной формулой 4х4, состоит из шасси, включающего в себя раму с установленными на ней узлами и агрегатами, капота и броневого корпуса.
Полное наименование автомобиля - ГАЗ -23034
Сокращенное наименование - СПМ-1
Тип автомобиля – двухосный с приводом на обе оси
Полная масса – 7400кг
Количество посадочных мест – 9
Масса перевозимого груза – 1400кг
Длина – 5,7м
Ширина (без зеркал) – 2,4м
Высота – 2,4м
Клиренс – 0,4м
Минимальный радиус поворота по оси следа наружного колеса – 10м
Максимальная скорость по шоссе – 125км/ч
Расход топлива при скорости 60км/ч – не более 15л
Запас хода при скорости 60км/ч – 1000км
Имеется установка 6У1 для пулемета ПКМ и станок П6. 2305 для АГС-17
Двигатель – Cummins В205
Дизельный, четырехтактный, шестицилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха
Рабочий объем – 5,9л
Максимальная мощность – 205 л.с.
Система питания – два топливных бака по 68+2 л
Имеется дизельный жидкостный подогреватель, предназначенный для предпускового подогрева двигателя, поддержания его теплового режима, а также для отопления обитаемого отделения при движении автомобиля и на длительных стоянках с неработающим двигателем
Коробка передач – механическая пятиступенчатая
Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом
Шины – пневматические 12.00 R18 с регулируемым давлением
Подвеска – независимая на поперечных рычагах
Тормозные механизмы – колодочные барабанного типа с пневмогидравлическим приводом
Рулевой привод – механический с гидроусилителем.
Напряжение бортовой сети – 24В
Установлена система пожаротушения «Допинг -2М»
Установлена лебедка ЭЛА-400-24 «Эвакуатор» с электроприводом
- длина троса – 25м
- тяговое усилие без блока – 4200 кгс
Установлены два кондиционера фирмы Элинж
Класс защиты по ГОСТ 50963:
Лобовая проекция – 5 класс
Бортовая и кормовая проекции – 3 класс
Класс защиты стекол по ГОСТ 51136:
Лобовая проекция – 5 класс
Бортовая и кормовые проекции – 3 класс »
Корпус автомобиля
имеет две боковые двери для водителя и командира, а также кормовую
двухстворчатую распашную дверь.
Бронестекла бортов и дверей имеют механизмы открывания и фиксирования в открытом и закрытом положениях.
На крыше
корпуса имеется открываемый назад люк, используемый для аварийной
посадки и высадки экипажа, а также для наблюдения, ведения огня и
вентиляции обитаемого отделения.
Также на крыше
корпуса установлены три стойки для крепления установок с пулеметом
и автоматическим гранатометом.
Передние сидения – регулируемые с ремнями безопасности. Они оборудованы поясными ремнями и складными, регулируемыми на углу наклона спинками.
Сзади передних
сидений установлены семь сидений экипажа (три – слева и четыре –
справа). Они оборудованы поясными ремнями и складными спинками.
Сидения могут откидываться к спинкам для
увеличения погрузочной площадки пола.
Сзади сидений
расположены укладки для ЗиП,
бронетранспортерной пулеметной установки
и станка для
АГС-17.
Тело гранатомета крепится к борту сзади сидения водителя,
а пулемет – в
районе правой части задней двери.
Кроме основного отопителя, встроенного в систему охлаждения двигателя, в обитаемом отделении установлен дополнительный отопитель, использующий внутренний воздух.
Ну а теперь о личных впечатлениях.
Внешний вид
машины, конечно, внушает уважение. Для управления автомобилем
требуется наличие у водителя удостоверения с
категорией С, (в тех. паспорте присутствует эта категория)
Обитаемое отделение – достаточно
просторное, и освещенное.
Место водителя
достаточно комфортное и позволяет ему не особо напрягаясь управлять
автомобилем и наблюдать за дорожной обстановкой. Причем размеры
передних стекол таковы, что обеспечивается хороший обзор даже через
только одно ветровое стекло перед водителем.
Командиру машины
тоже обеспечен минимальный комфорт. В его
распоряжении сидение с регулировкой спинки и
небольшой регулировкой в продольном направлении. Также спинка может
опускаться на сидение для путешествия в
обитаемое отделение и обратно.
Перед сидением на
панели приборов управления установлен поручень, где очень удобно
закрепляется автомат.
Рядом с поручнем установлен плафон освещения. Правда, оценить
его работу мне не удалось, так как на заводе - изготовителе не
посчитали нужным вкрутить в него лампочку.
Видимо, наличие вкрученной лампочки предусмотрено в дополнительной комплектации В обшивке дверей имеются карманы.
Между
сидениями расположено ограждение коробки передач, представляющее
собой солидную тумбу,
используемую в качестве импровизированного
стола. В задней стенке ограждения установлен дополнительный
отопитель.
Первая пара
сидений десанта расположена практически вплотную к бортам.
Остальные пять
сидений установлены на колесных нишах и смещены к продольной оси
машины.
Плюсом этого
является то, что между этими сидениями и бортами появилось
пространство, заполняемое вооружением и снаряжением. А минусом –
то, что владельцы этих сидений упираются коленками в
противоположные сидения. Сидения расположены близко друг к другу и
в броне и в разгрузках сидеть тесновато.
Так как левая
створка распашной двери является основной используемой, то крайнее
сидение с ее стороны отсутствует, для удобства посадки –
высадки.
В качестве
ступенек для посадки через кормовые двери используются буферы, но
они слишком высоки и нагруженным бойцам особо не помогают.
Рослым бойцам,
при тесном общении с дополнительным
кондиционером, особенно не понравилось его
расположение на потолке обитаемого отделения. Кроме того спинку
сидения у правой двери сложить довольно проблематично так как она
упирается в поручень двери.
Внутренняя часть
обитаемого отделения подбита пакетами баллистической ткани. Пакеты
прикреплены к корпусу методом вдевания шнуровки в приваренные
скобы, и соединены между собой той же шнуровкой.
Шнуровка прикрыта полосами ткани на липучке.
Боковые
бронестекла водителя и командира открываются на очень малый угол,
достаточный только для того чтобы выстрелить в землю в метрах
десяти от машины.
Остальные боковые
бронестекла фиксируются в нескольких положениях вплоть до угла
примерно девяносто градусов.
Наличие всего лишь третьего класса защиты мало помогает экипажу машины при обстреле из автоматов Калашникова с термоупрочненным сердечником, наличие которых совсем не редкость в арсенале всяких «лесных братьев», предпочитающих делать свои грязные дела в и городской черте. Не радует и отсутствие бронирования капота. Нескольких пуль в моторный отсек хватит для превращения машины в постамент.
Наличие в крыше люка тоже не спасает – слишком легкая мишень для нападающих. При отсутствии, каких либо защитных экранов.
Обрез люка естественно не обрезинен, что вкупе с
торчащим слева штырем фиксатора заставляет быть очень осторожным,
особенно в движении.
Стрелку среднего роста совладать с турелью пулемета будет сложно (она расположена выше уровня плеч). Благо, что наш пулеметчик гренадерского сложения и становится на табуретку, ему нет необходимости. Станок для пулемета преподнес сюрприз в виде отсутствия одной шпильки для фиксации держателя патронной коробки.
Естественно, при поступлении машины в подразделение, был произведена традиционная проверка на пулестойкость.
Расстояние – пять
метров. Оружие – АК74М и стандартный патрон ПП(7Н10).Пуля пробила
борт, сердечник пули пробил баллистический пакет и сделал
вмятину на обшивке задней двери.
При первом же выезде на операцию отказали сигналы поворота. При движении по трассе автомобиль легко выдал 120 км в час, распугивая обгоняемые легковушки. Однако при торможении эйфория от полета сменилась страхом по причине интенсивного виляния машины вследствие неправильной работы тормозной системы.
При движении по горному серпантину оказалось что «бобик» практически «сдыхает». Несмотря на 205 лошадиных сил и турбонаддув, железный тазик с болтами и гайками массой в восемь тонн оказался тяжеловат для американского дизеля.
Потом мы свернули на проселочную дорогу и полезли вверх. Дорога представляла собой склон горы, по которому прошелся грейдер. Грязь по колено и мокрый снег. Колея оказалась узковата для нашей машины, и она периодически въезжала в сугробы. Иногда буксовала так, что двигалась полубоком.
То и дело сами открывались задние двери…
Взобравшись на
очередной пригорок, водитель заглушил двигатель...
Завелась она только с "толкача". Благо народу было достаточно, и присутствовал небольшой уклон.
Оказалось, что замкнул и сгорел якорь японского стартера (замена обошлась в сумму около десяти тысяч рублей).
Все следующие остановки производились только «под горку».
Слава богу, что сей конфуз (толкание) произошел в безлюдной местность. Произойди это в населенном пункте, мне было бы очень стыдно - Чуть не забыл. При вытаскивании застрявшей в сугробе Нивы «крякнула» электролебедка.
….Возвращались уже ночью, под небольшой дождик и очень плотный туман. Противотуманных фар естественно не было. И так же естественно основные фары не были должным образом отрегулированы.
Двигались практически наощупь, потому что на дворниках были установлены щетки отвратительнейшего качества, просто размазывающие воду по стеклу.
Но все обошлось, и мы самостоятельно добрались до базы складах, без обслуживания, приказал долго жить.
Говорят, что к ним вылетает представитель завода.
Ну, вот и все.
Как заметили участники этого автопробега: «Дизель то – американский. А сборка все равно - наша».
|
</> |