Спасибо, мимо.
thelma_ru — 18.04.2010 Странный зуд обещает через неделю распространиться по телу России. Главный режиссер страны снова снял многомиллионный блокбастер путем семейного подряда. Однако Надя и Артем Михалковы, задействованные помимо самого Никиты Сергеевича в эпическом фильме "Предстояние" - далеко не самые сомнительные находки "великого кино о великой войне".В трехчасовой открыточной драме исполнителю главной роли, сценаристу и режиссеру Михалкову удалось собрать массу неприглядных сцен, причем отнюдь не с точки зрения натурализма, который, между тем, является одним из самых заметных черт этой картины. Изображения предательства, трусости, слабости, нелюбви к ближнему своему мастер перемежает живописными мгновениями величия русского народа, среди которых есть 20-минутная сцена крещения комсомолки Нади Котовой на морской мине и чудо ее спасения из открытого моря. Надежда, освоившая за недолгое плавание в компании безногого бывшего священника Гармаша пару молитв, прощается с боеприпасом по-христиански ласково: "Спасибо, мина". Примерно в этот момент становится ясно, что нам поблагодарить авторов фильма будет не за что. Несмотря на то, что ожидаемо впечатляют масштаб и красота картинки - в общем, бюджетная часть (цена вопроса, по сообщениям, составила 70 миллионов за обе части продолжения "Утомленных солнцем" - "Предстояние" и " Цитадель", которую грозятся выпустить в ноябре). Также великолепны актеры, Михалков собрал в своем эпосе лучших из лучших - от Меньшикова и Миронова до Стычкина и Смольянинова. Однако из набора драматических событий, через которые волею создателей "Предстояния" проходят герои, заявленного "великого кино" никак не складывается. Причина этому всего одна и она читается как нигде отчетливо.
Уверенность главы союза кинематографистов в собственном знании того, что нужно народу, не может поколебать никто. Отсюда и грубые мазки, которым написан весь этот страшный лубок о первых годах Отечественной, и чудовищные в своей примитивности художественные детали, типа порхающей сквозь годы и расстояния бабочки и парящего листа сожженой бумаги с доносом, и общее сюжетное нагромождение нелепых смертоносных случайностей, которым Михалков, по его собственным словам, хочет продемонстрировать молодым поколениям ужасы войны. Бессмысленность и бессвязность кровавых зарисовок автора не смущает.
Однако, кое-какая истина все же открывается в финале. В завершающей сцене картины кроется отличное описание взаимоотношений российского кино со зрителем. Санитарка Надя в заснеженных развалинах пытается спасти смертельно раненного танкиста. Изуродованный 19-летний солдат выражает простое человеческое последнее желание - увидеть сиськи "сестрички". Та колеблется, но соглашается - и приняв морально-волевое решение, раздевается едва ли не полностью. Финальный план фильма - полуголая девушка перед мертвым солдатом, наконец, подтверждает: как ни старайся, сколько самое дорогое ни показывай, чуда от зрелища ожидать не стоит.