Спасибо, Энтео!

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?", Матфей, 7-я глава. "...И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга", 24-я глава.
Соблазнятся, то есть обманутся, будут ненавидеть друг друга – вам это ничего не напоминает?
В делах религиозных, в делах духовных самое страшное – лицемерие. Когда снаружи овца, а внутри волк. Ваша мама пришла, молочка принесла. Ну, что было потом, вы знаете. Когда я слышу церковное начальство – хоть самое высокое, хоть чуть ниже рангом, всякие начальники всяких патриархальных отделов – чувство глубокого лицемерия оратора не оставляет никогда. То есть даже странно – вообще никогда. Они даже могут говорить какие-то вещи правильные. Но все равно – даже на правильных их словах лежит печать лицемерия. И всегда, здесь тоже не нужно особой чувствительности, чтобы почувствовать это – отсутствие любви, нелюбовь, ненависть. Такая вот каинова печать.
Человека с сохранным нравственным чувством или даже с сохранным эстетическим чувством это не может не отталкивать. Даже, когда он и не может развернуто объяснить, что именно – просто не лежит душа. Церковное искусство – прекрасно. Церковные книги – прекрасно. А церковные люди – ужасно. Конечно, по большей части – верхи церкви. Но рыба (а рыба –это символ христианства) гниет вы сами знаете – откуда, и, естественно, болезнь верхов не может не затрагивать низы. Многие соблазняются. И ненавидят. Очень многие. И так уж получилось, что русская православная церковь – и отцы, и чада – пропитаны ненавистью.
Но, конечно, признаваться в этом последователям Бога-Любви, ох как не хочется. Это ведь придется признаваться в очень многих неприятных вещах. Для клира такие признания равносильны потере работы. Для мира – наоборот, начала тяжелейшей духовной работы. А мир у нас тяжелой работой заниматься не любит. То ли дело поставить свечку и пробормотать про ижеесинанебеси – и не напряженно, и как будто и заработал немного райского блаженства. А тут думай, сомневайся, пытайся понять, казни себя еще – замучаешься!..
Вот и получили мы на месте религии любви и совершенствания души религию ненависти и духовного растления. Но при этом, естественно, как вы сами понимаете, маркетирующую себя как религию любви и спасения. И где простому человеку против тако саморекламы устоять. Особенно, когда православие становится модным. Когда все вокруг один православней другого. Многие соблазняются...
И тут появляется Энтео. Который не то, в самом деле, такой искренний, не то пытается на превращении латентной, скрытой ненависти в явную сделать себе имя. (Он его уже сделал.) Но в любом случае он сбрасывает овечью шкуру и являет граду и миру лицо единоверцев таким, какое оно есть. Злым, глупым, недоразвитым и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эстетическом отношении. Его религиозное чувство – это чувство "Ненавижу!!!". И он этим своим религиозным чувством просто светится. Потому что чувство "Ненавижу!!!" в отличие от чувства "Люблю!!!" оскорбить очень легко. Это очень скорбное чувство – его всё оскорбляет. Те, кто занимались изучением психопатии, это знают.
И общество получает чистый тип. Без всяких там лицемерных расшаркиваний, что вообще-то хулиганить нехорошо, но вы там тоже со своим модернизмом не очень-то. Без всякой такой дипломатии. А весомо, грубо, зримо: "Кто в божьем храме матом ругается?! Сейчас как кадилом за...!"
Разве это плохо? Это же прекрасно! Сотня интеллигентов-антиклерикалов напишут тысячу памфлетов, но не добьются того эффекта, которого Энтео добивается одной своей акцией. Он ведь не лекции читает. А обнажает самую суть явления. Так же, как в благословенные столыпинские времена в царствие святого царя делали его единоконфессцы, когда они с хоругвями громили жидовские лавки, а заодно уж и хозяев этих лавок, а заодно – и просто бедняков, лавок не имеющих. Бей-спасай! Ну, чего там спасай – дело темное, но бей – тут никаких сомнений. Бей – это самое главное.
Другие пытаются это спрятать, замаскировать. А Энтео не такой. Он всё это тщательно спрятанное, всю эту муть души за ушко, да на солнышко. На свет божий! Разве это плохо?
А вы говорите, в тюрьму его. Да его не в тюрьму – ему орден надо давать за обличение скверны. Он своим погромом не меньше делает, чем пуссириот своим панк-молебном.
Что вы говорите? Что пуссириот свои двушечки таки отсидели? Ну, так то же было совсем другое дело. Они-то были внешние. А этот-то свой. Плоть от плоти.
|
</> |