Спасение «Пайсиса»

топ 100 блогов pilot_pirks23.06.2023 Спасение «Пайсиса»

На мое прошлое предложение откликнулся один человек. Подумав, решил описать одну из самых напряженных спасательных операций.

Работа глубоководного аппарата "Пайсис-3" в Атлантическом океане, немного южнее Ирландии, летом-осенью 1973 года была, как очень важной, так и чрезвычайно изматывающей для его экипажа. Новенький телефонный кабель КАНТАТ-2 протянулся от Канады до Великобритании. Его пропускная способность была выше всех остальных атлантических телефонных кабелей, но его пришлось провести через районы, где орудовали донные траулеры, которые могли его повредить. Для того, чтобы закопать кабель в грунт и была нанята компания "Викерс" у которой были и глубоководные аппараты "Пайсис", и судна-носители, и подготовленный экипаж.

Схема работы тогда уже была отработана. Утром "Пайсис-3" с экипажем спускался на дно, погружение длилось восемь-девять часов, далее подъем, заполнение документов и сон, во время которого инженеры заряжали аккумуляторы аппарата. После чего все повторялось по новой.

Спуск 29 августа 1973 года не заладился с самого начала. Это было 325 погружение данного аппарата. Предыдущую ночь экипажу из пилота Роджера Маллинсона и наблюдателя Роджера Чапмена, так и не удалось выспаться, на аппарате были неполадки, что требовали их внимания. Но работать было нужно. Когда "Пайсис" при спуске практически достиг морского дна, им сообщили, что у них оторвался маркировочный буй, который показывал на поверхности место их работы. По правилам после этого работу следовало прекратить. Но когда они всплыли, поверхность их встретила таким штормом, что судно носитель "Вояджер" не смогло поднять их на палубу. После совещаний решили пойти против правил, переждав непогоду на дне, параллельно вернувшись в рабочий график.

После девятичасовой работы на дне, "Пайсис-3" вновь всплыл на поверхность, а водолазы завели буксирный конец. Его аккумуляторы сели, экипаж очень устал и только ждал сигнала, когда им разрешат открыть люк. На этом фоне срабатывание аварийной сигнализации сначала прошло незамеченным. Это уже бывало, когда датчик заливал конденсат. Но сигнал не прекращался, более того у аппарата появился заметный дифферент, он стал опрокидываться на корму. Буквально через секунды, экипаж упал на заднюю стенку сферического прочного корпуса, а пульт управления оказался на потолке. Что еще хуже глубиномер показал 30 метров и цифры стремительно росли. Их аппарат проваливался на глубину.

Спасение «Пайсиса»

десь нужно немного отвлечься от повествования и уделить несколько слов истории конструкции "Пайсиса". Он был создан достаточно небольшой канадской фирмой "Международная гидродинамика" весь штат которой состоял из 30 человек. Свой первый аппарат они построили в 1967 году и он обладал глубиной погружения 400 метров. После были "Пайсис-2" и "Пайсиc-3", заказанные фирмой "Викерс". У них была глубина погружения 800 и 1200 метров. "Пайсис-4, с глубиной погружения 2000 метров, строились уже по заказу АН СССР, но адмирал Рековер лично приехал в Канаду и убедил тогдашнего премьер-министра Пьера Трюдо, разорвать заказ. СССР смог получить аппараты "Пайсис-6" и "Пайсис-7" только после переноса их сборки в Европу.

Это было действительно небольшие и удачные изделия. В основе конструкции, спрятанной под легким корпусом, были четыре прочные стальные сферы

Спасение «Пайсиса»


В самой большой сфере располагался экипаж. Кормовая сфера была необитаемой, но герметичной. В ней находилась часть оборудования и масло. Масло было нужно для изменения дифферента и плавучести. Перекачка масла между двумя небольшими кормовыми сферами изменяли дифферент аппарата, перекачка масла в специальные резиновые емкости вне сфер изменяла плавучесть. Именно люк задней кормовой сферы снес буксировочный трос во время волнения, после чего, эта сфера быстро наполнилась водой и аппарат потерял плавучесть.


Буксирный трос, который успели завести на "Пайсис", был примерно 53 метра длиной, так что на этой глубине аппарат сначала остановился. Он раскачивался под судном-носителем как гигантский маятник, экипаж швыряло в разные стороны, более того, от нерасчетной нагрузки внутри кабины экипажа не выдержал и сорвался с крепления блок гидролокатора.

В динамиках раздался голос руководителя погружения Рольфа Хендерсона: "Держитесь! Посылаем водолаза с еще одним тросом!" Тем временем один из пилотов сбросил аварийный балласт. Но облегчение аппарата на 180 кг не помогло, последняя ниточка, что связывала их с поверхностью, оборвалась и они устремились на дно.

Сразу после разрыва троса аппарат успокоился, и только стрелка глубиномера показывала, что происходит катастрофа. Вот он прошел 100, 200 и 300 метров. Пока это происходило, экипаж обесточил батареи и положил подушки в ожидании удара о дно.

На глубине около 500 метров аппарат врезался в дно, его встряхнуло, и наступила тишина, было даже слышно, как шипит воздух, выходящий из кислородного баллона.

Спасение «Пайсиса»

И это, возможно, была единственная хорошая новость. Кислорода у них был максимальный запас. Конечно, по правилам, так и должно было быть, но достаточно часто на это закрывали глаза, если остатка было достаточно для 8-ми часовой работы. Так было и вчера. Давление в основном баллоне опустилось до 700 psi, и этого количества было достаточно для штатной работы. Но все-таки решили заменить его на полностью заправленный баллон с давлением 2 900 psi, хоть это и потребовало время.

Также включился и аварийный аккумулятор, это означало, что система жизнеобеспечения работает, и они будут жить. Вот только сколько? Хватит ли этого для их спасения? Экипаж маленького подводного корабля превосходно понимал, что сами они всплыть не смогут.

О чем они и сообщили наверх. Благо система связи тоже работала. Совместными усилиями они оценили общие запасы. Их должно было хватить на 80 часов. Здесь нужно понимать, что потребления кислорода человеком неравномерное. При активной работе уходит примерно литр в минуту, при отдыхе в половину меньше. Ресурс рассчитали как раз для минимального потребления. По остальным ключевым элементам ограничения были слабее. Запасов гидроксида лития для поглощения углекислого газа должно было хватить на 134 часа. Была еда и очень большие запасы воды.

Для спасения аппарата нужен был другой подводный аппарат. Из семейства "Пайсисов" первый, был тогда в ремонте, "Пайсис-2" работал недалеко от шотландского порта Абердин, "Пайсис-4" и "Пайсис-5" - у восточного и западного побережья Канады, соответственно. Ближайшими были "Пайсис-2" и "Пайсис-5", срочно связались с их владельцами для помощи. Но нужно было еще и как-то доставить эти аппараты к месту катастрофы. Морской вариант был слишком долгий, и сразу же стали рассматривать авиационный.

Авария произошла в 240 км от Ирландского порта Корк. "Вояджеру" нужно было порядка 13,5 часов, чтобы добраться до него и столько же обратно. Так что на все операции требовалось минимум 27 часов. Но сразу отправиться он не мог. Нужен был кто-то, кто продолжит быть на связи с "Пайсисом". Первым прибыло вспомогательное судно ВМФ Великобритании "Сэр Тристам" перехватив эстафетную палочку связи с аварийным аппаратом. К сожалению, качество его гидрофонов было куда хуже и на "Пайсисе" часто не понимали, что им говорят

30 сентября

В восемь утра "Вояджер" прибыл в Корк, там его уже ждали, доставленные самолетами, "Пайсис-2" и "Пайсис-5".

Всего через два часа пятнадцать минут "Вояджер" покинул этот порт. Время экономили максимально, даже небольшое сообщение журналистам было сделано параллельно тому, как аппараты загружались на борт.

И вот в 22.20 этого же дня, на борту "Пайсис-3" услышали радостное сообщение: "Пайсис"! Я "Вояджер"! Проверка! Скоро спускаем "Пайсис-2!" С момента аварии на тот момент прошло уже порядка 36 часов.

Не смотря на то, что гидронавты в аварийном корабле бездействовали, очень сложно представить, что они пережили. Все это время они находились в практически полной темноте, холоде и почти 100 влажности. Также, хоть запасы реагента для поглощения СО2 еще были, из-за сложностей управления (кто-то должен был включать и выключать вентилятор), его концентрация заметно возросла, что усилило утомление.

Спасение "Пайсиса-3" планировалось следующим образом. Другой подводный аппарат спускается к нему со специальным тросом и закрепляет на нем. Для надежности нужны было два троса, тем более что второе падение аппарат мог не пережить, так что после нужно было всплыть за еще одним.

31 сентября

При спуске "Пайсиса-2" произошла неприятная ситуация. Аварийный трос , с которым спускался аппарат, слишком слабо вытравили с "Вояджера" и на глубине около 300 метров он вырвал крепления, а после и повредил манипулятор.

Это означало, что без ремонта спасательную операцию он выполнять не сможет. Его пилот Дез Д`Арси понимал, что его сообщение услышат и на "Пайсисе-3", так что сказал в микрофон максимально спокойным голосом: "Вояджер. Крепление оборвалось на глубине 1140 футов". Это тогда сработало, его услышали на аварийной лодке, но всю его опасность не поняли. Также Дез принял решение продолжать спуск. Хоть он и не мог завести трос, но мог хотя бы найти корабль на дне.

После спуска, он определил направление на "Пайсис-3" при помощи маяка-ответчика, но возникла новая неприятность. Сквозь одно из поврежденных уплотнений в его прочный корпус стала поступать вода. Так что нужно было срочно всплывать.

В 5.45 на воду спустили "Пайсис-5", еще через полчаса он был у дна. Для поиска, кроме ответчика, у него был гидролокатор, да и экипаж "Пайсиса-3" мог увидеть свет его фонарей, если бы он был близко. Увы, долгие часы аппараты тщетно искали друг друга. Тогда никто не знал, что они лежали в небольшом углублении, это и скрывало его от гидролокатора "Пайсиса-5" и не давало увидеть его свет.

1 сентября

В следующий раз он спустился только на следующее утро в 10 утра. Все понимали, что шансы на спасение исчезают с каждым часом. На еще одни сутки, кислорода на аппарате могло и не хватить.

Но, на сей раз, удача соблаговолила гидронавтам. На "Пайсисе-3" услышали громкие сигналы гидролокатора "Пайсиса-5". Значит, он был где-то рядом. Вскоре в иллюминаторы пробился его свет. В морской эфир ушло сообщение: "Пайсис-3 стоит почти вертикально под углом 80-85 градусов в мягком иле, легкий корпус и часть оборудования поломано. Видим открытый задний люк". На часах было 12.44 дня.

Спасение «Пайсиса»

На тот момент основной баллон кислорода закончился, когда пилоты подключила аварийный, то поняли, что он заправлен не полностью. И его запасов тогда должно было хватить примерно на сутки.

"Пайсис-5" аккуратно прикрепил трос с замком к аппарату и осторожно отошел, после чего все в нем с ужасом увидели, как трос медленно поднимается наверх, замок по какой-то причине не сработал. Подобные аппараты для сложных динамических операций не предназначены, но почти на рефлексах пилоты развернули свой аппарат и постарались его перехватить. От их двигателей "Пайсис-3" сильно качнуло и все заволокло илом. Когда взвесь осела, оказалось, что кабель зацепился за ограждение гребного винта.

Больше часа "Пайсис-5" безуспешно пытался перецепить трос. Все осложнялось тем, что ограждения винта не выдержали бы такой нагрузки, а для подъема нужно было минимум два подобных, крепко закрепленных троса. "Пайсис-5" должен был сплавать за вторым, после успешного закрепления первого. На "Вояджере" уже его подготовили, но нужен был аппарат для его спуска

Увы! "Пайсис-5", как не смог перецепить первый, так и в попытках это сделать, сильно разредил свои аккумуляторы. На подъем и спуск без зарядки их бы уже не хватило.

Приняли вынужденное решение - "Пайсис-5" аккуратно опускается на дно рядом с "Пайсисом-3" и отключает все потребители энергии. С течением времени его аккумуляторы могли "отдохнуть" и частично восстановить заряд. Был шанс, что его могло быть достаточно для требуемой работы.

Также починили и "Пайсис-2" и готовили его к спуску, а в районе спасательной операции появился новый участник. Это был кабелеукладчик "Джон Кейбот". Главное его достоинство было в том, что на его борту был телеуправляемый аппарат "КУРВ-3".

Но вновь удача отвернулась от спасателей. Сразу после спуска "Пайсиса-2" на нем сработала сигнализация о воде в кормовом баке. Все поняли, что случилось, и спуск сразу прервали. А при обследовании "КУРВ-3" обнаружили, что его аппаратный отсек пропускает воду. В связи с этим было решено вернуть обратно и "Пайсис-5". Его погружения было практически рекордным на тот момент для аппарата этого класса. Он провел под водой 18 часов.

Это был какой-то кошмар! Только казалось, что спасательная операция близиться к финалу, как реальность показывала свои зубы.

Пилот "Пайсис-3" вспоминал, что когда услышал от "Пайсиса-5" перед всплытием "До свидания!", для него это прозвучало, как "Прощай!"

2 сентября (обычно пишут 1 сентября но общая хронология дает эту дату)

Однако сдаваться инженеры на "Вояджере" явно не планировали. "Пайсис-2" достаточно оперативно успели исправить, и скоро уже он пошел на дно, захватив с собой спасательный трос.

Он погрузился всего за 40 минут. Вскоре он нашел аварийную лодку, более того, зацепил трос и проверил, насколько крепко он держится. После он постарался перецепить и первый кабель, но это ему уже не удалось. Зарядить аккумуляторы он не успевал, так что последний трос решили завести при помощи "КУРВ-3". "Пайсис-2" срочно всплыл, а его пилоты отправились на "Джон Кейбот", для консультаций телеоператоров "КУРВа". Это удалось, и скоро и второй трос был закреплен на аварийной лодке.

Подъем был начат примерно в 10.55 утра. На глубине около 100 метров его пришлось остановить - тросы перепутались. Их удалось распутать. И вот около двух часов дня, 1 сентября 1973 года, "Пайсис-3" показался над водой. Всего гидронавты провели под водой 80 с половиной часов. По воспоминаниям в последнем балонне с кислородом было порядка 200 psi. По оценке автора статьи это хватило бы еще на 2 часа. Не так и много.

Спасение «Пайсиса»

Одна из самых сложных спасательных операций была закончена Успешно.

Спасение «Пайсиса»

Роджера Маллинсона и Роджер Чапмен после спасения

Если кому интересно, то предложение в силе. Одним случаем аварии на море, увы, не ограничиваются. Карта: 4276 2600 3277 7830

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Нью Йорк - обалденный город , который не нуждается ни в какой рекламе . Но всё же очень чешутся руку вам рассказать ещё об одной его прекрасности. Ведь чего только не увидишь на наших улицах, кого только не встретишь!.. Сегодня утром я шёл себе по Вашингтон Сквер Парку, никого не ...
А вот и наш отчет! В этот раз мы немного расслабились и прогуляли, но тем не менее прогресс на лицо:) У нас два завершенных проекта и новые звездочки! Победы!!! Светлана ( lerka2004 ) Я закончила бабочку! УРА! :)))) Валя ( valllya ) Всем привет. Так ...
Наш оранжевый "коммунист" дошел уже до примитивной русофобии, в стиле дедушки Кальмейера - у них бы Ньютон, а мы в лаптях ходили: ...
Как то вот ...
...