рейтинг блогов

"Спад" на взлете

топ 100 блогов vikond6504.04.2022 Спад на взлете

Ровно 105 лет назад, 4 апреля 1917 года, впервые поднялся в воздух самолет SPAD S.XIII - самый удачный и наиболее массовый французский истребитель Первой мировой войны. До подписания перемирия в ноябре 1918 года было заказано 10 тысяч таких машин, из которых успели построить 8472. Даже по меркам Второй мировой это весьма внушительная цифра.

К концу войны на S.XIII летали все 74 французские истребительные эскадрили, а все французские асы, дожившие до победы, воевали на этих машинах. Кроме того, самолет состоял на вооружении ВВС Бельгии, Италии, Греции и Воздушного корпуса армии США. А после войны, когда французы начали широкую распродажу ставшей излишней и ненужной военной техники, "спады" купили румыны, испанцы, португальцы, югославы, чехи, поляки, японцы, бразильцы, аргентинцы, уругвайцы и даже Сиам.

А вот, в Россию эти самолеты отправить не успели, хотя, закупочная комиссия Временного правительства вела переговоры об их поставке. У нас несколько таких машин появились только в 1920 году качестве трофеев советско-польской войны. На одном из них летал знаменитый в те времена "красный ас" А.Д. Ширинкин. Также в качестве трофеев некоторое количество "спадов" попало в Турцию.

Конструктивно S.XIII представлял собой улучшенную версию более раннего истребителя SPAD S.VII, принятого на вооружение летом 1916-го. На S.XIII установили более мощный мотор "Испано-Сюиза" в 180 лошадиных сил взамен 150-сильного мотора той же марки. Рост энерговооруженности позволил вдвое усилить вооружение, установив два синхронных пулемета "Виккерс" вместо одного.

На поздние экземпляры ставили еще более мощный двигатель в 200 л.с., благодаря чему максимальная скорость увеличилась до 210 км/ч (у S.VII - 190 км/ч), таким образом, истребитель с "несчастливым" индексом стал одним из самых быстрых самолетов Первой мировой войны. Характерным внешним признаком S.XIII, по которому его можно с первого взгляда отличить от предшественника, была закругленная задняя кромка руля поворота (у S.VII она прямая).

Французские S.XIII состояли на вооружении истребительных частей первой линии до 1923 года. В других странах они продержались ненамного дольше, так как их девевянно-полотняная конструкция была недолговечной. До наших дней сохранилось шесть музейных экземпляров машины: один - в Бельгии, два - во Франции и три - в США.

На заставке - американские "Спады" в бою.

Спад на взлете
Современная реплика S.XIII без полотняной обшивки, благодаря чему можно рассмотреть ее устройство.

Спад на взлете
Еще одна реплика в полете. На самолет нанесен французский камуфляж и опознавательные знаки.

Спад на взлете
Лучший американский ас Первой мировой войны Эдвард Рикенбейкер возле своего S.XIII.

Спад на взлете
Французский S.XIII в варианте фоторазведчика. В фюзеляже за кабиной установлен аэрофотоаппарат с дистанционным спуском, направленный вниз.

Спад на взлете
Сверху вниз:
Французский S.XIII из эскадрильи SPA48 в раннем варианте окраски (весь самолет светло-желтый).
S.XIII из эскадрильи SPA15 в четырехцветном камуфляже, введенном во французских ВВС в 1918 году.
Бельгийский S.XIII из эскадрильи "Кометы".
S.XIII из 49-го воздушного скуадрона армии США. Бортовой номер "ноль" обозначал машину командира подразделения.
S.XIII из 91-й эскадрильи итальянских ВВС. На этой машине летал лучший итальянский ас Первой мировой войны Франческо Баракка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это видео выложили в интернет журналисты армянского телеканала "Еркир Медиа". На заседании парламента, где обсуждался бюджет Армении на 2012 год, министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян с головой погрузился в свой iPad2. Как ...
Часто после просмотра старых фотографий российских городов возникает вопрос «как мы до этого дошли?». Это сложный вопрос, где переплетаются абсолютно все сферы жизни общества, ...
Предложите мне кольца для ринг финиша, с размером затрудняюсь, буду рада советам. Для SN Небулы и КК морские стеклышки, то есть для шарфов средней плотности, ближе к тонким. Больше нравятся матовые, не золотые. Может серые, темно серые, или др.подходящие по цвету. Цена имеет значение, пер ...
Наш нынешний герой оказался героем во всех смыслах. Во-первых, он смог впервые получить чистый витамин С. Во-вторых, раскрыл тайну работы мышц и чуть не стал «проклятием» студентов-медиков, начинающих постигать биохимию. В-третьих, приложил руку к созданию Академии наук Венгрии и стал ...
...