Вожделенные Мальвины
vikond65 — 02.04.2022Ровно 40 лет назад, 2 апреля 1982 года, началась последняя в Западном полушарии колониальная, точнее, антиколониальная война за архипелаг, который в испаноязычных странах называют Мальвинским, а во всех остальных - на английский манер - Фолклендским.
Еще в 1833 году этот архипелаг у берегов Южной Америки, который аргентинцы до сих пор считают своей территорией, был аннексирован Великобританией, но на протяжении последующих полутора веков Аргентина мечтала его вернуть. Чисто из принципа, поскольку на островах довольно холодный климат и нет никаких природных ресурсов, кроме овечьих пастбищ (только в XXI веке на берговом шельфе нашли нефть).
Однако пока "владычица морей" находилась в зените своего могущества, ни малейших шансов осуществить эту мечту у Аргентины не было, поскольку силы были абсолютно несопоставимы. Но после Второй мировой войны, развала Британской колониальной империи и значительного ослабления британского флота аргентинцы решили, что шансы, наконец, появились.
Однако в практическую плоскость Мальвинский вопрос перешел только в середине 1970-х годов, когда власть в Буэнос-Айресе захватила военная хунта, решившая использовать силовой возврат островов для консолидации общества и укрепления своей популярности. Ее популярность в народе была, мягко говоря, не очень высокой, из-за чего хунтистам приходилось постоянно прибегать к запугиванию и репрессиям против оппозиции. Десятки тысяч людей сидели в тюрьмах, тысячи оппозиционеров были убиты или "пропали без вести".
Но генералы-узурпаторы надеялись, что триумфальное возвращение Мальвин даст им мандат народного доверия. И в стране началась активная подготовка к войне - закупалось современное оружие и военная техника, шли интенсивные тренировки военнослужащих, прежде всего - летчиков, моряков и десантников. В Англии об этом знали, но не придавали значения. Лондонский истеблишмент ни на секунду не мог поверить, что какие-то жалкие латиносы, посмеют бросить вызов британской короне.
Однако они посмели, так как британский лев к началу 1980-х выглядел сильно постаревшим, одряхлевшим и растерявшим почти все зубы. Правда, у него имелся ядерный арсенал, но аргентинские военные надеялись, что англичане не рискнут его использовать ради бесплодного и почти бесполезного клочка земли на другой стороне Земного шара.
5 января 1982 года хунта приняла строго секретное решение о десантне на Мальвинах, получившем кодовое наименование "Операция Росарио", а заодно и на принадлежавшем Британии необитаемом островке Южная Георгия, на который аргентинцы тоже предъявляли претензии.
В начале третьей декады марта британцы публично объявили, что для укрепления военно-морских сил в Южной Атлантике туда направляются две атомные субмарины. Разумеется, это было актом психологического давления на аргентинцев, дабы заставить их забыть о Мальвинах. Но реакция Буэнос-Айреса оказалась противоположной: война должна начаться немедленно!
На заставке - члены аргентинской военной хунты, развязавшие войну за Мальвины: генерал сухопутных войск Леопольдо Галтьери, исполнявший обязанности президента, генерал ВВС Базилио Лами-Досо и адмирал Хорхе Анайя.
Аргентинские плавающие бронетранспортеры в трюме транспортно-десантного корабля, направляющегося к Мальвинам.
Продолжение следует.
|
</> |