Созависимая женщина. Вид сбоку
imja — 22.06.2012 Этот пост не столько психотерапевта, сколько человека, поэтому я буду пристрастна и ненаучна.Я не работаю с химической зависимостью. Просто потому, что там - своя физиологическая специфика, и я ее просто не знаю. Я видела людей, слезающих с героина, алкоголя, метамфетамина, марихуаны и даже банального меда и прочих сладостей, но я не знаю, что происходило у них внутри, какие нужны препараты для снятия синдрома отмены и последующих поддерживающих мероприятий.
Я редко работаю с активными партнерами созависимых. Почему-то моя клиентская выборка лежит немного в стороне от пьющих мужей и жен, но порой с ними пересекается. Про то, почему люди остаются с наркоманами, алкоголиками и игроманьяками я немного знаю не из книг, а из личной практики. Это что-то вроде бардачной слепоты - то есть вы заходите в гости, и с порога видите, что у человека лифчик лежит в тарелке с супом, а он - нет, более того, если вы спросите его, почему так, он вряд ли сразу поймет, о чем вы говорите. Особенность защитного восприятия. И это мне немного понятнее, хотя и с трудом.
Куда чаще, разумеется, я встречаюсь с детьми зависимых и созависимых. С уже выросшими детьми, которые более или менее справились с тем, что их родители - алкоголики, наркоманы, трудоголики, игроманьяки (это просторечный термин, но он удобнее), шопоголики и (извините) достиженцы.
И если я могу понять "бардачную слепоту" созависимого партнера, то "бардачную слепоту" созависимого родителя... Я все знаю про свойства психики, про историю, про влияние семейных сценариев и раннего запечатления, но...
Но как можно не замечать, что пьющий или колющийся партнер делает с твоими детьми? Как можно не обращать внимания на то, что все зависит от того, в каком состоянии родитель? Что дети привыкают к запаху пьяного человека в доме, что им приходится перешагивать через него в прихожей, перетаскивать и раздевать его, привыкать к тому, что деньги могут исчезнуть в любой момент, к тому, что твои деньги на завтрак в школе внезапно могут испариться из портфеля, что твой пьяный отец может начать приставать с сексуальными целями к матери, не обращая внимания на свидетелей...
Даже самый тихий и спокойный алкоголик - это же ужас что такое для детей.
Я не могу представить, как я объясняю своей дочери, что Д. вот тут, на коврике, обнимая туфли, спит "потому что устал". Или как он объясняет ей, что на выпускной она пойдет в платье своей троюродной сестры потому, что мама пропила все деньги и ничего другого ей не светит (это реальная история из жизни моей мамы - ей платье присылала двоюродная сестра из Германии, потому что ее отец пропивал все, что мог обменять на водку).
Какие барьеры в своей голове должен выстроить человек, чтобы не принимать близко к сердцу то, что его дети обыскивают карманы упавшего пьяного отца в надежде найти непропитые деньги? Для меня это какой-то другой мир и другой уровень восприятия.
Честное слово, способность жить в доме с разлагающимся трупом (а при высоком уровне "бардачной слепоты" это, оказывается, возможно) кажется мне какой-то более простой и понятной. Труп, все-таки, почти безобиден.
И да, мы раз за разом с клиентами пробираемся через то, что эта прекрасная мама (иногда папа или бабушка) "тянула всю семью", "держалась из последних сил", "работала на трех работах - потому что отец все пропивал", в общем через то, что она - молодец.
А мне в это время эту самую маму (или папу, или бабушку), конечно, жаль. Немного. Но куда больше хочется спросить: как ты могла это допустить? Почему ты не защитила себя и своего ребенка? Что значит, у ребенка должен быть отец? Это не отец, это - капец. Что значит, нужно сохранять семью? Где здесь семья?
И я знаю, что спрашивать бесполезно - все ответы давно записаны в учебниках по работе с созависимыми. Но все равно очень трудно с этим встречаться. Трудно и очень, очень грустно.
|
</> |