Сойдя с проторенного пути

топ 100 блогов svet_w_okoshke04.03.2023 Сколько раз я доезжала до Касимова, но на круговом движении перед въездом в город сворачивала направо, на Сасово, чтобы добраться до своей рязанской деревни! На обратном пути я, соответственно, сворачивала налево, но в сам Касимов так ни разу и не заезжала: дорога у меня всегда получается долгая, и на лишние крюки я времени не закладываю. И вот я решила, что надо съездить в Касимов с экскурсией, а потом, может, и летом уже самой туда всё-таки завернуть. На сайте "Магазина путешествий" экскурсий и многодневных туров столько, что глаза разбегаются, и мне кажется, в целом они очень похожи: где-то усадьба, где-то храм, где-то Кремль... И если бы мне просто надо было себе выбрать экскурсию на выходные, я бы растерялась. Но меня всегда тянет к деревне, поэтому во всём списке доступных городов, он был родным и близким...

Я не ждала от экскурсии многого: когда нужно за день уехать из Москвы за 300 километров, а потом вернуться обратно, на сам город времени остаётся мало, да и зима ещё не кончилась, пейзажи вокруг серые и унылые, особо не залюбуешься. Но сама мысль о том, что я буду ехать по знакомой дороге, но в незнакомое место, будоражила меня.

Сбор группы был назначен на 7 утра у метро "Волгоградский проспект", отправление планировалось в 7:15, а возвращение - в 22-23 часа. Насыщенный и долгий предстоял денёк! Мне повезло: в группу записалось 20 человек, а значит, микроавтобус нам не подходил, а в большом автобусе мест было значительно больше, чем людей. Я сидела одна как раз почти напротив средней двери, сидевшие сзади и спереди меня вскоре пересели, и я вообще осталась одна! Можно было откидывать спинку и не ждать, что кто-то откинется на меня!

Как водится, не обошлось без опаздывающих. Одна женщина всё ждала подругу, и экскурсовод Ирина нервничала, потому что ехать далеко, да ещё через вечно пробочные Люберцы, Островцы и иже с ними. Женщина всё-таки в последний момент успела (задержать отправление можно было максимум на 15 минут), извинилась перед группой, но в итоге я даже не запомнила, как она выглядит. Участники подобрались все старше меня, кроме одного подростка, который поехал с бабушкой. Ну и водитель Денис тоже выглядел очень молоденьким. За весь день я поняла, что хоть я даже с группой не общаюсь, а из-за такого дисбаланса мне как-то некомфортно. Но если бы перевес был в обратную сторону, тоже было бы неуютно.

Как приятно начало путешествия! Ты ещё не устал, не стёр ноги, плечи не отваливаются от рюкзака, зад не стал плоским! В этот раз я могла просто откинуть спинку кресла, подложить подушку под шею (как хорошо, что я про неё вспомнила!), укрыться курткой и слушать экскурсовода, периодически засыпая... Я поражаюсь количеству информации у гидов в голове и тому, как они могут её непрерывным потоком выдавать на протяжении часов. Что-то про Жулебино, Островцы, Малаховку, Люберцы, деревню Чулково, огурцы в Луховицах, лук и памятник Чиполлино в Мячкове, Пушкина в Бронницах, любимца Петра Первого Алексашку Меншикова. Я честно пыталась следовать за рассказом, даже подмечала что-то, заинтересовавшее меня, но... Это было нереально, особенно с утра.

Мы заехали на заправку для санитарной остановки, там стоял другой большой автобус. Экскурсовод поднапряглась, что много времени потратим, потому что в очереди в туалет будут пассажиры двух автобусов, но другой автобус как раз стал отъезжать. Получается, потратив время на ожидание опоздуньи, мы сэкономили его на заправке - всё делается к лучшему!

М5, такой знакомый поворот на А108 в сторону Воскресенска - и нигде никаких пробок! Пока мы ехали от Воскресенска до Егорьевского шоссе, Ирина нам рассказывала, что Мещёра - это комары да болота, пахотных земель нет, и когда в советские времена сказали распахать покосные луга, ничего это не дало, потому что луга затопило. А всё-таки места красивые! И ещё Ирина очень удивила меня, сказав, что летом сочувствуют тем, кто едет по Егорьевке, мол, потому что там пробки. Для меня Егорьевка - это спасение от М5 с её пробками и ремонтами! Как только я сворачиваю на Воскресенск, я выдыхаю - всё, свобода. Точнее, пробки там тоже есть, но ближе к Москве, но это так же, как на любой трассе летом.

Я не могу перестать удивляться тому, что вижу знакомые места, не будучи за рулём, да ещё зимой! Вот здесь летом землянику лесную продают, а вот круговое движение возле Егорьевска, а вот Жучата, Жабки и Ужищево. Меня клонит в сон, и голос экскурсовода с трудом достигает моего мозга... Вот начинаются деревни, друг за дружкой, как бусинки, нанизывающиеся на трассу. В какой-то поездке, я пыталась их запомнить по порядку: Песье, Астанино, Подрядниково, Парыкино, Владычино, Бутово, Алёшино... Сейчас я порядок этот позабыла, но что Бутово и Алёшино шли у меня под номерами 6 и 7, помню :) А в Самойлихе (номер 11) ответвляется дорога на Шатуру. Это я вас сейчас загрузила названиями, а Ирина начала сообщать численность населения некоторых из деревень! Оказывается, в Алёшине живёт всего 5 человек, а ведь не скажешь, когда летом проезжаешь - это ведь деревня недалеко от Москвы, не наш богом забытый уголок - как так?!

Потом начинается озёрный край, где мне всегда хотелось остановиться, а вот и местечко, где летом продают рыбу, садовых гномов, плетёные корзины и ещё море всего. Сейчас стоят всего несколько прилавков. Теперь будет круговое движение и Спас-Клепики, где учился Есенин (а я-то удивлялась, вроде далековато от Константинова, а музей Есенина есть!), опасный перекрёсток, где я когда-то не увидела едущую поперёк машину, но папа вовремя крикнул мне... Ну а теперь 90 километров до Касимова по прямой - и мы на месте!

Интересно было узнать немного о посёлке с приятным мне названием Тума. Я-то в нём только шаурму два раза покупала, а там, оказывается, Паустовский жил, да и Куприн бывал. А ещё в Советский Союз приехала американская коммунистка Мэри Рид, но она попала в заключение, а после её отправили в Туму. Уже по-другому буду смотреть, если ещё раз заеду за шаурмой - она тут классная, летом очереди стоят, а в этот раз что-то никого не было.

В 20 километрах от Касимова находится посёлок Гусь-Железный. В нём на возвышении стоит огромный Троицкий храм, построенный в стиле псевдоготики. Опять же, сколько раз я проезжала мимо него и ни разу не останавливалась! И вот настал момент остановки! В пути нам рассказали о братьях Баташёвых, у которых на реке Гусь был чугуноплавильный и железный заводы. Про Андрея Баташёва рассказывают, что он расправлялся с неугодными легко, например, если соседний помещик отказывался продать приглянувшиеся земли, приходило баташёвское егерское войско под 1000 человек, выжигало деревни и угоняло людей. А ещё чеканил фальшивые монеты, а когда грянула проверка, чтобы прикрыть лавочку, замуровал в подвале всех рабочих, участвовавших в чеканке. Ну и женился три раза, не расходясь с предыдущими жёнами. Уж не знаю, с чего вдруг он решил построить вот такую церковь, но Троицкий храм появился благодаря Андрею Баташёву. Архитектор храма неизвестен, но предполагают, что это был Василий Баженов.

Сойдя с проторенного пути

В автобусе было тепло и уютно, но пришлось всё-таки выйти на холодную улицу. Доехали мы быстро: несмотря на зимнюю дорогу и тяжёлый автобус где-то в 11:50 мы были уже в Гусе. Храм до сих пор до конца не восстановлен, и бросается в глаза отсутствие росписей по стенам и потолкам, и чем-то уютным веет от деревянных полов, крашенных коричневой краской. К нам вышла местная экскурсовод, которую мне сначала было трудновато понимать, потому что она нервничала и сбивалась, да и говорила негромко. Но потом она разошлась, стала говорить уверенно, вставлять какие-то свои мысли. Рассказала про местную святую - Матрону Анемнясевскую. Меня всегда умиляют указатели на Анемнясево и Белясево. "Анемнясево" умиляет больше :) Там тоже есть какой-то храм, я видела указатель, теперь вот узнала об исцелявшей всех Матроне, которая не видела, так ещё и расти перестала, после того как её в детстве побили, и стала лежачей. Наверное, для прихожан каждого храма, их храм и святой - особенные, но если ездить по экскурсиям, то услышишь схожие истории. Про святого, про Советскую власть, про кого-то, кто не дал ключи от храма разорителям и убежал с ними в лес, как это сделала настоятельница Троицкого храма Александра Устюхина...

Дверь, которую из-за тяжести не смогли украсть:

Храм в Гусе-Железном действительно огромен: высота его - 53 м, а колокольни - 70 м. Поэтому там есть ещё и второй этаж, на который можно подняться по очень крутой лестнице. И хоть наверху пусто и скромно, но очень светло и просторно. Представляю, как там здорово, когда светит солнце! А ещё, говорят, хорошая акустика. Летом, 29 июля, в храме устраивается большой праздник, почитают Матрону, а со второго этажа по лестнице до земли расстилается длинный ковёр.

...Погода в день экскурсии не была сильно холодной, обещали что-то около ноля, но мне было зябко, поэтому после экскурсии я с удовольствием вернулась в автобус. Мы проехали ещё 20 километров, таких знакомых и таких незнакомых одновременно, и вот оно, круговое движение перед въездом в Касимов, и впервые я проезжаю мимо дороги на Сасово и не сворачиваю. Так необычно! И от этого я чувствую даже какое-то волнение, когда автобус въезжает в Касимов и спускается в овраг. Как будто на Фиджи приехала или ещё в какое-то труднодоступное место! А всего лишь свернула с привычного маршрута.

Уже второй час дня, поэтому первым делом у нас запланирован обед по традициям касимовских татар. Автобус остановился на главной улице города - нет, не Ленина, а Советской. Если честно, я даже и не ожидала, что она выглядит так хорошо и нарядно. Нас повели в кафе "Татарская сказка", обед там оплачивался заранее, при бронировании экскурсии, из всей группы от него отказались 2 человека. Я прекрасно помню, как в Казани я ходила в музей чак-чака, и как мне там было приятно и интересно, и в душе от касимовского обеда я ожидала каких-то похожих ощущений. Однако, видимо, ничто не может сравниться с музеем чак-чака :)

В центре зала для нас сдвинули столы, и я, так как была одна, с комфортом расположилась "во главе стола". Однако вскоре выяснилось, что тарелок-то на столах хватает на всех, а вот стульев вокруг стоит меньше, чему нужно. Мы стали сдвигаться плотнее, и меня попросили пересесть на другое место, чтобы на моё место смогли сесть двое. И сидели мы в итоге очень плотненько. В соседнем зале проходили поминки, но тут что поделаешь, можно только порадоваться, что мы ещё продолжаем жить! На тарелках уже лежали какие-то завитушки, похожие на скрученные чипсы, и пирожки, похожие на чебуреки. Я завиток взяла, когда ела салат, а оказалось, что эта пресная штуковина - вообще-то к чаю, а "чебуреки" - ляваши со сладкой начинкой из изюма, тоже к чаю. На первое подали супчик с домашней лапшой, а на второе - азу в горшочке. Сказали, что азу - с секретом, который оказался кониной в составе. Я вообще не особый мясоед, а непривычное мясо меня вообще как-то напугало и отбило аппетит, ничего не могла с собой поделать. Ещё нам подали пирожки перемячи, которые в Касимове знаюи исключительно как "переписы". Женщина, которая нас угощала, повернулась к сидевшей рядом молодёжной компании:
- Вы касимовские?
- Да.
- А слово "перемячи" слышали?
- Нет!
- Потому что мы здесь говорим "переписы"!
- Да, конечно, "переписы"!
Пока мы ели, для нас ещё провели мастер-класс по приготовлению лявашей.  И вроде это чем-то напомнило мне музей чак-чака, но всё-таки тепла в душе не появилось, а раздражение от тесноты всё равно у меня осталось.

До тесноты:

В тесноте:

Переписы:

Азу:

Сойдя с проторенного пути

Треугольные - это ляваши с изюмом:

Будущие ляваши:

Конская колбаса:

Сойдя с проторенного пути

В общем, затея с обедом неплохая, но, как мне кажется, для сборных групп всё усредняется, подгоняется, уплотняется, и получается средне.

После обеда нам раздали аудиогиды и повезли на Соборную площадь. Там экскурсию для нас вела ещё одна Ирина, учительница русского и литературы. Мне очень понравилось, как она говорила, и я чувствовала её любовь к своему городу. У экскурсоводов с собой часто есть папка с фотографиями и иллюстрациями, на которых можно рассмотреть, как, например, выглядело место сто лет назад. Мне очень понравилась Иринина подборка! Например, она нам показала фото, на котором был запечатлён прыжок с парашютом с колокольни Вознесенского храма, который в советское время традиционно использовался не по назначению: какое-то время колокольня была парашютной вышкой, а когда пришла в аварийное состояние была разобрана.

Колокольня была слева:

Сойдя с проторенного пути

Я не гид и не историк, поэтому про Касимов напишу вкратце. Он был основан в 1152 году при Юрие Долгоруком и тогда назывался Городец Мещёрский. Через два столетия город был полностью разрушен и сожжён, однако вскоре чуть в стороне возник Низовой Город. В 15 веке Василий Тёмный пожаловал Низовой Город татарскому царевичу Касиму, который помог ему в борьбе за московский престол. До 1681 года просуществовало Касимовское ханство, которого теперь уже нет, но город до сих пор условно делится Успенским овргаом на русскую и татарскую части. Сам город стоит на оврагах и холмах, и как сказала Ирина, 3 января всё было покрыто льдом, и было очень сложно передвигаться. Именно 3 января была предыдущая экскурсия в Касимов, на которую я не попала, и думаю, что это хорошо: темнело на 2 часа раньше, дороги покрыты льдом - какое удовольствие?

В Касимове был свой архитектор - Иван Сергеевич Гагин, который построил торговые ряды на Соборной площади и множество жилых домов для дворян, купцов и мещан. А другая уроженка Касимова - Сара Шакулова - в 1913 году в парижской Сорбонне получила учёное звание профессора механики. В России это достижение не оценили, и ей пришлось сдавать экзамены, чтобы подтвердить своё звание, на подготовку и получение разрешения ушло ещё два года... Ну и не могу не упомянуть Анну Ганзен, также родившуюся в Касимове, которая перевела для русских читателей сказки Христиана Андерсена (которые мне вообще не нравятся).

Стоять в мокром снегу было не очень приятно. Вроде ботинки не промокли, но ноги стали замерзать, поэтому мне опять захотелось в автобус. По пути к нему Ирина-касимовская рассказывала о том, как её свекровь снималась в массовке. В Касимов часто приезжают снимать фильмы, и местные активно участвуют в массовках. Например, там Гайдай снимал фильм "Инкогнито из Петербурга". Ну а свекровь нашего гида снялась в современном фильме и осталась в полнейшем восторге от съёмок.

В татарской части города нам показали мечеть с минаретом времён Касима, усыпальницу, а также открытый памятник царице Сююмбике. В Казани на экскурсии по Кремлю говорят, что она бросилась с башни, чтобы не становиться женой Ивана Грозного, а вот касимовские татары заморочились, выиграли грант и вроде доказали, что Сююмбике была отправлена в Касимов, умерла там, и в наказание на её надгробии не было указано имени. Конечно, это доказательство - не окончательное, просто всем хочется, чтобы что-то интересное из истории принадлежало именно их краю. Куда ни приедешь, тебе скажут, что "на кухне воду открываешь - второе место в мире занимает". Кстати, в Касимове - хорошая вода, и её спокойно пьют из-под крана. Не хуже, чем в Дилижане :)

Сююмбике. К открытию памятника съехалось очень много татар.

Мечеть:

В завершение экскурсии нас повели в Татарский культурный центр. После очередного стояния в мокром снегу уже очень хотелось в тепло, ну и ещё я опять надеялась на подобие музея чак-чака. И опять не сложилось! Нас разделили на две части, и ту, в которую попала я, посадили за парты. Я забыла описание экскурсии и сначала вообще не поняла, что нас ждёт. Лекция? Пришёл мужчина (кажется, это был имам), раздал нам открытки, встал к доске и сходу спросил нас, какую фразу мы хотим написать. Ааа, так это мастер-класс по арабской вязи! Ну как-то вообще неожиданно! Старательно повторяя закорючки, мы вывели фразу "Мы были в городе Касимове". И хотя у меня строчка уехала куда-то вниз, мне сказали, что у меня получилось хорошо, а вот кому-то вносили исправления. На этом мастер-класс закончился. Никаких введений, никаких завершающих слов, как-то вообще непонятно. Потом мы поменялись местами с другой частью группы. Они пошли на мастер-класс, а нам показали небольшой музейчик, куда местные приносят сохранившиеся старинные и советские предметы, не только связанные с татарским бытом. Мне, например, глянулись рубанки. В достаточно раннем детстве мне очень нравились завитки стружек, получавшиеся при строгании, и я упросила деда дать мне попробовать. Я порезалась, и мне было ооочень больно, а ладошку, кажется, полили одеколоном. Но рубанков, несмотря на детскую травму, я не боюсь :) Видно было, что глава культурного центра очень ратутет за своё дело, интересуется историей касимовских татар, грант выиграл, в общем, болеет своим делом. Но рассказ оказался несколько сбивчивым, да ещё его и прервали, потому что экскурсия была расписана по минутам. В общем, музей чак-чака опять не случился. У меня теперь есть эталон идеальной экскурсии :)

Опять Сююмбике:

Рубанки:

Мои старания на арабском:

Мне кажется, на любой экскурсии, организованной для взрослых, часть времени отводят на посещение мастерской, винодельни, пасеки, ювелирного магазина, производства финифти, где туристы, скорее всего, что-то прикупят. В Касимове мы внесли материальный вклад в развитие местной кондитерской фабрики. В их магазине глаза разбегались, и я тоже прикупила конфет и цукатов в шоколаде. Вообще, здорово, что в Касимове есть предприятия, а значит, и рабочие места! Две кондитерские фабрики, хлебозавод, завод цветных металлов, лесокомбинат, швейная фабрика, кирпичный завод... Вообще, такие заезды меня обычно больше раздражают, только время от экскурсии отнимают, но здесь было как-то приятно поддержать местное производство. Есть и Нефтегазовый колледж.

Сойдя с проторенного пути

Напоследок нас привели в кофейню "Keeper of Grains", чтобы там дать попробовать чаи, которые потом, естественно, можно купить. Кофейня оказалась очень симпатичной, а больше всего мне понарвилась девушка Сара, которая рассказала об истории, об обжарке кофе и ещё что-то - очень приветливая, улыбчивая и приятная. Чай я не покупала, но подумала, что хочу, когда приеду летом, зайти сюда и съесть пирожное... Ну а после кофейни мы окончательно погрузились в автобус, попрощались с Ириной-касимовской и тронулись в неблизкий обратный путь. Проехали по набережной Оки, но её было уже плохо видно - темнело, да и через грязные тонированные стёкла всё хуже видно - что поделать, зима... И снова круговое движение, дорога на Сасово остаётся в стороне, а мы едем в Москву. В темноте дорога уже не кажется знакомой, а я не завидую нашему водителю, которому четыре с лишним часа надо ехать по зимней трассе. Ну а я могу уютно устраиваться, есть бутерброды, банан и касимовские конфеты, а потом дремать - экскурсию ведь уже не надо слушать! Не тут-то было! Сзади разговорились две женщины и как давай обсуждать всё: походы за грибами, ферментацию иван-чая, экскурсии и круизы (в Касимов, кстати, можно и по реке попасть) и больше двух часов трындели, а я не могла отключиться от их беседы (послушать в наушниках мне нечего было, да и хотелось просто покоя). Экскурсовод в Касимове им не понравилась ("Как она может русскому учить, если она так говорит?"), а у меня было противоположное впечатление.

Чем ближе к Москве, тем чаще я открывала навигатор и смотрела, сколько осталось ехать. Санитарной остановке я не обрадовалась - это ж лишних 15-20 минут в пути! В общем, где-то в половине одиннадцатого вечера я вывалилась из автобуса с квадратной попой и поспешила домой, чтобы на следующее утро ехать на экскурсию по Казанскому вокзалу, на которую хотела попасть с подачи Насти Сойдя с проторенного пути kryjevo Думала, я впечатления от обеих экскурсий в один пости умещу, но что-то уже очень длинно получилось!

...А в Касимов я обязательно хочу вернуться летом, когда всё будет зелёным и тёплым, когда с высокого берега Оки можно будет любоваться просторами, когда можно будет неспешно самостоятельно гулять, где захочется, и заглядывать в музеи. Ну и пирожное в кофейне съесть :) Вряд ли бы я так думала про какой-то другой город, но Касимов - он в моих краях, а для меня, как и для Есенина, "как бы ни был красив Шираз, он не лучше Рязанских раздолий"... Но одним днём со сборной группой сюда ехать не советую, хотя в анкете об экскурсии и наставила пятёрок!

Ездил в эту субботу на дачу. Она у нас расположена в лесной части, поэтому имеет свои плюсы и минусы. Плюсы, как вы сами понимаете, это окружающие многолетние деревья, которые шелестят и приносят такую желанную летом прохладу. А к минусам я смело ...
Устремленный в небо километровый хуй в пустыне аравийского полуострова это ...
"Листья на деревьях всё желтели и желтели, начался листопад, зашумели осенние ветры — настала поздняя осень. Царица года лежала на земле, усыпанной пожелтевшими листьями; кроткий взор её был устремлён на сияющие звёзды небесные..." (Г.-Х. Андерсен "История года"). — Осень, осень, ...
Каха был совершенно невероятным человеком – ясным, умным, принципиальным, надежным. Он был настоящим другом. Для всех, кто его знал, это огромная, невосполнимая потеря. Пусть земля ему будет пухом. ...
...побывали в гостях на 22 этаже дома на Варненской - Воровского, рядом с мединститутом, на доме написано АРИАНТ. А что у нас Ариантом ассоциируется прежде всего? Конечно, колбаса :) Не понял, то ли у меня объектив забрызган, то ли матрицу чистить пора. Ну потом посмотрим Хозяин ...