Совсем не святочный рассказ
chipka_ne — 24.12.2017Хотела сегодня вечерком дописать вторую часть саги про уборщиц, но я предполагаю, а жизнь располагает – то есть подсовывает все новые и новые сюжеты…
Воскресенье, а по нашему, День Первый – начало новой рабочей недели. Еду я в трамвае на работу. Трамвай по-утреннему забит чуть меньше, чем под завязку, но для меня место нашлось. Правда сижу я на не самом удобном месте, с краешка, и на тех, знаете, сдвоенных сиденьях, где четверо пассажиров парами сидят лицом друг к другу. Напротив меня – два симпатичных светленьких паренька, один подросток уже, старшеклассник по виду, другой – лет 10-11. Рядом со мной у окна солидная дама, их бабушка, такая, знаете ли, правильная русская бабушка-гранд-дама: уложенные аккуратно волосы под небольшой шляпкой, наглаженные брючки, дорогое, наверняка, полу-пальтишко и воспитательный процесс нон-стоп: "Выпрями спину, не сутулься! Что у тебя во рту? Ты почему жвачку на остановке не выплюнул? Немедленно выплюнь вот сюда аккуратно в салфеточку. Спрячь мобильник! Спрячь, я сказала! – это портит глаза, отупляет и зомбирует!" (Все, между прочим, тихо, вполголоса, но мне, ну, ОЧЕНЬ слышно.
На остановке Кирьят-Моше в трамвай входят две восточные женщины – пожилая с палочкой и одна помоложе – то ли мама с дочкой, то ли метапелет с подопечной. Пока они высматривают, где бы им сесть, да рядышком, славные хлопчики, мои соседи, без всяких понуканий вскакивают и уступают им свои места. Бабушка усаживается, ее спутница немножко сопротивляется и пытается вернуть на место младшего мальчика – мне, мол, только бы старушку усадить, а ты сиди дальше, мотек – некоторое время они галантно, как Чичиков с Маниловым, пререкаются, но юный джентльмен остается непоколебим – негоже нам сидеть, когда дамы стоят! (Старший тем временем, оказавшись чуть в сторонке от Всевидящего Ока, тихонько достает из кармана мобильник и начинает прилаживать к нему наушники – должна же добродетель быть вознаграждена!).
Наконец, все сели, встали и поехали, но – вы когда-нибудь видели еврейскую бабушку, способную сдержать гнев или, наоборот, восторг? Вот и восточная бабушка немедленно делится своим восторгом с окружающими: - Ай, какие детки сладкие! А красивые! А беленькие (она говорит "блондиним")! А вежливые!
Младшая авторитетно поясняет: - Это потому, что "русские". Я с "русскими" работаю – я знаю – у них культура – ого-го какая (она говорит "хаваль аль а-зман")! Они детей воспитывают – ого-го как! – нам бы поучиться…
…Я знаю, скоро Рождество, и многим хочется услышать рождественскую историю, но, во-первых, мы, евреи Рождество не так, чтобы очень празднуем, а во-вторых, бабушка-гранд-дама – увы! – испортила мне весь святочный финал. Она из всего хвалебной тирады поняла, по-моему, только два слова: "блондиним" и дважды повторенное "русим", поэтому,в ответ, скорбно поджавши губы, произнесла в никуда: - Подумать только! Им место уступили, а они еще и оскорбляют!
Старший парнишка, наверняка умудренный жизненным опытом, при этих словах только вздыхает, отворачивается и прочно затыкает уши наушниками, чтобы отключиться от происходящего. Но младшенький – молодой еще, зеленый, необстрелянный! – переживает и храбро вступается за попранную справедливость:
- Баба Верр-ра, - волнуясь говорит он, красиво раскатывая "рейш" и забавно путаясь в русском синтаксисе, - ты не так послушала! Я прр-р-равильно тебе скажу – они сказали, что потому что мы "рр-русим", это так потому мы – такие крр-расивые, хорр-рошие и у нас – вот – културр-ры много! Они нам махмау сделали – они хвалили!
Баба Вера (подлинное имя хранится в редакции и тоже содержит букву "рейш") немедленно его одергивает:
- Сколько раз я тебе говорила, не учи старших!
И, бросив саркастический взгляд на улыбающихся соседок, отворачивается к окну и добавляет вполголоса: - Лицемерки!
…Кто бы знал, каких титанических усилий стоило мне слова "Дура старая!" выкрикнуть мысленно, а не вслух – нехорошо ведь так-то про бабушку при родных внуках. Но – ей-ей! – и увы бабе Вере – в отрешенном взгляде старшего внука явно прочитывалось нечто, созвучное моим мыслям…
|
</> |