совсем не про Чуковского

Впрочем, я, собственно, и сама давно
собиралась, потому что важная тема.
Всякое искусствоведение начинается с картинок в книжках для самых
маленьких, и мне повезло родиться в то время, когда в книжной
иллюстрации ещё водилось много настоящих художников, со своим лицом
и со своей идеей хорошего и красивого человека. Каковая идея всегда
читается, даже если художнику всё больше зверей приходится
рисовать.
Отношение к картинкам в журналах и книжках моего детства (по большей части библиотечных, ах, какие это были сокровища! и какую ничтожную часть оных в те времена удавалось раздобыть в частное владение!) у меня было самое горячее, я их активно любила или не любила. И рано начала с первого взгляда узнавать авторов милых и авторов противных.
С профессиональным возмужанием я начинала иногда больше ценить тех, кто в детстве казался «слишком обыкновенным». Иногда случалось находить, взрослой холодной аналитической головой, какие-то полезности и занятности у тех, кто в детстве вообще ничем не трогал. Но радикальной перемены моего детского отношения к советским художникам книги – ни к одному из них! – так и не произошло, вот какие дела удивительные. Мои самые первые любови и антипатии сорокапятилетней давности на настоящий момент только усилились. Или уточнились. И во многом получили объяснение.
Так вот – В. Конашевича я в детстве ненавидела. Книга, или отдельный текст в книге, сопровожденный картинками его кистей, были безнадежно испорчены в моих глазах. Я старалась не смотреть на эти картинки, проезжать глазом мимо, вот как сейчас проезжаю мимо рекламы на мониторе. А иногда, под мазохистское настроение, я их, наоборот, рассматривала – и ненавидела ещё сильнее. Конашевич очень надолго испортил, обезобразил для меня "Телефон" и "Путаницу", "Загадки" и "Чудо-дерево", и особенно того "Айболита", который в прозе, с черно-белыми картинками.
Во-первых, я ненавидела типаж – рыхлые
румяные мелкокучерявые херувимы обоего пола, аморфные, сытенькие,
жирненькие, с расхристанными движениями,с вечно без причин
задранными кверху тупыми короткопалыми ложноножками руками и
ногами, обожающие ходить строем и с идиотской гордостью носиться с
порученными им по ходу действия атрибутами. Одельно и сугубо я
ненавидела их манеру одеваться. Сталинская мода в наихудших своих
проявлениях нерасторжимо сливалась с героями картинок. Широченные
штаны с манжетами, пропотевшие галстуки, несвежие толстовки и
тяжеленные пальто мужчин, жёваные юбки и тряпкообразные передники
женщин, желтопятнистые белые халаты с высовывающимися из-под
них бахромками платьев (так одевались воспитки в наших
кошмарных яслях ) – это взрослые. Дети ещё хуже. Короткие штаны
покроя так называемых семейных труселей, короткие платья
безобразных пропорций, с талией под мышками, с грязноватыми
рейтузами из-под подола, со спущенными чулками на резинках (их, кто
не знает, пристёгивали к так называемым «лифчикам», иногда вязаным,
а сверху уже надевались труселя, я эту механику застала ещё в
натуре, не только на картинках). С пионерскими галстуками такого
вида, будто ими только что вымыли полы во всём лагере.
Животные – совершенно как люди. Так же
одеты (если одеты), такие же неприятно-висложирные, соплемясые
какие-то, в нечистой мелкоклочной шерсти. Так же неряшливо,
марионеточно машущие всеми четырьмя конечностями, изображая, надо
понимать, перманентное ликование, мол, прошлазиманасталалета -
спасибопартиизаэто. И вот хотите верьте, хотите нет - я уже в свои
четыре-пять лет чувствовала за этим дух эпохи, о которой я ещё
ровно ничего не знала. Первая вошь в мою младую голову по части
понимания ужаса и мерзости 30-х - 50-х годов была запущена
Конашевичем. И до сих пор для меня через все фильмы и фотографии
тех лет проступает Конашевич.
Интерьеры – густо, бесстыже мещанские. Уж
на что я, дитя крупноблочной хрущёвки, тянулась в детстве к почти
любым без разбору архитектурным излишествам - но жилые
пространства, созданные Конашевичем, просто пугали. Убийственно
уродливая мебель, войлоком свалявшиеся псевдобарочные резные
финтибрясы, кресла и стулья в чехлах, пыльные портьеры, просиженные
подушки и перины, несвежее бельё. Скатерти эти, обильными лохмами
волочащиеся по корявым полам, приводили меня в бешенство.
Пейзажи – разлапистые, пухлявые деревья,
аляповатые цветы и травы. Весь мир вздулся, разъелся, расплывается
жирными лужами. Анилиновые небеса. Земля в коросте мелких небритых
подмышек кочек. Море – как пена на бульоне из свиных
субпродуктов. Навязчивое мельтешение
листочков-травинок-камушков, «переданных» одинаковыми ковыряющими
штришками-оспинами. В сущности, все пейзажные приёмы украдены
у иконописцев-маньеристов строгановского пошиба, только
у Конашевича всякая энергия и структурная чёткость издохли
уже окончательно.
Вот, собственно, я и вышла на то, что мне было и есть всего противнее – на текстуру, на ткань этой графики. Всё – от людей до самого воздуха – лепится из одной и той же ноздреватой грязной пенки, вислого лишайника, перестоялого теста, проклеенной крашеной ваты. Ну, или любой другой им подобной по конструктивным качествам субстанции.
епится, конечно, виртуозно, с большой последовательностью, непогрешимым чувством материала и полным погружением в эту субстанцию. Отдавая должное этой виртуозности – самую субстанцию я не люблю. Как в детстве не полюбила, так и сейчас не привыкла.
|
</> |
Конашевич удивительно точно передает дух времени и дополняет стиль произведения, поэтому и любим многими до сих пор, мною в частности. Рисунки
эти удивительным образом гармонируют даже с голосом Корнея Чуковского!
Очень неприятно было читать мерзенький, злобненький текст выросшего ребенка рядом с волшебными, душевными иллюстрациями большого Мастера.