Современный выпускник МДА не знает ничего об этом действе...

топ 100 блогов kalakazo11.01.2022 Из дневной почты:


Музей имени Андрея Рублева: "Современный выпускник МДА не знает ничего об этом действе

Портал «Богослов.Ru» (АНО "ЦИТ МДА") разместил для своих читателей ссылку на статью в нашем музейном блоге «Пещное действо» в Древней Руси. Музей имени Андрея Рублева.pdf, напомнив про уникальный литургический памятник Древней Руси: http://rublev-museum.blogspot.com/2016/01/blog-post.html

Павел Троицкий поделился своим мнением по данной теме, что он «только узнал об этом литургическом действе. Современный выпускник МДА не знает ничего об этом действе. пРоверял»: https://www.facebook.com/grishinamr/posts/2543489199308757?comment_id=2548673042123706

Как показал академик Олег Германович Ульянов в ходе своей сенсационной лекции в Русском музее https://www.facebook.com/TheStateRussianMuseum, уникальный Амвон 1533 г. (ДРД-443) из собора Святой Софии в Великом Новгороде, запечатленный на картине Н.К. Рериха «Пещное действо» (1907 г.), не имеет никакого отношения к Чину «Пещного действа», а был предназначен для особо важных церемоний: https://www.rusmuseum.ru/pavilions-mikhailovsky-castle/news/16-nov-lecture-the-pulpit-1533-in-historical-liturgical-context-the-burning-fiery-furnace-action-or-/



См. видео: https://youtu.be/QwEU8whJBkc

Как известно, Игнатий Смольнянин, который в 1389-1393 гг. посетил Константинополь в составе посольства митр. Пимена, стал свидетелем совершения чинопоследования «Пещного действа» в константинопольском храме св. Софии: https://www.academia.edu/20043845/

Никаких других обрядов с участием «отроков» и «халдеев», кроме Чина «Пещного действа», в древнерусских источниках не зафиксировано. Между тем, ряд авторов, включая акад. Д.С. Лихачева и А.М. Панченко, полагали, что «халдеи» принимали также участие в чине епископской хиротонии, ссылаясь на чин поставления в 1539 г. митрополита Иоасафа (Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 160-161. Прим. 26). Однако никакого упоминания «халдеев» при хиротонии Иоасафа в данном чине нет! Поэтому А.А. Турилов Anatolij Turilov вслед за указанными авторами впадает в явное заблуждение, будто бы «известно, что «халдеи», помимо того, что они являлись персонажами Пещного действа, были непременными участниками чина епископского поставления» (Турилов А.А. Книга раздачи «поминков» при хиротонии Ростовского архиепископа Тихона (1489 г.) // Древнерусское и поствизантийское искусство. Втор. пол. XV-нач. XVI в.: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 451).

Мнение посетившего Россию в середине XVII в. Павла Алеппского, что сопровождающих новопоставленного архиерея «четырех человек» в красных суконных кафтанах и высоких красных шапках «называют халдеями», легло в основу утверждений Н.В. Понырко, что будто бы «халдеи» и «огненники», которые упомянуты в Чине 1539 г.,- это «одно и то же»: «Как и у «халдеев» Пещного действа, одежда «огненников»была красного цвета. Каков символический смысл участия «халдеев» в чине епископского поставления, пока не вполне ясно … «Пещное действо» - «зрелище, шагнувшее в уличное празднество ... благодаря «халдеям», принадлежавшим на протяжении святочного периода одновременно и храму и улице … они бегали по улицам в своем шутовском наряде с потешным огнем в руках, поджигая встречные возы сена, бороды прохожих. Это были святочные ряженые» (Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 158-161). Свой вывод Н.В. Понырко строит на сообщениях побывавших в России иноземцев Джильса Флетчера (конец XVI в.) и Адама Олеария (XVII в.).

Одним из первых байку о бегавших по всему городу с потешным огнем «халдеях» запустил посол английской королевы Джильс Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 гг.: «при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны были бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные штуки. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве, хотя всякий год повторяется одно и то же без всякого прибавления чего-нибудь нового» (Флетчер Д. О государстве Русском или образе правления русского царя (обыкновенно называемого царем московским). Спб., 1906. С. 117). На самом деле ни в одном древнерусском источнике об этом бесчинии нет и речи, более того, далеко не «каждый епископ» имел право совершать Чин «Пещного действа»! И, конечно, несусветной ложью являются утверждения Флетчера якобы об использовании пороха в церкви, что ясно доказывает, что сам посол не был прямым свидетелем совершения «Пещного действа». Столь же недостоверны его указания, что будто бы именно «халдейцы» в «продолжение всех двенадцати дней (с 25 декабря по 5 января?) бегали по всему городу в «шутовском платье».

Другой иноземный автор Адам Олеарий, побывавший в Москве в середине 30-х гг. XVII в., тоже яркими красками расписал «проходимцев», которые якобы получали «от патриарха» разрешение в течение 8 дней перед Рождеством Христовым и вплоть до Крещения бегать по улицам с особым «фейерверком», поджигая бороды у мужиков, у одного из которых они якобы сожгли воз сена (Олеарий А. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М., 1870. С. 314-315). Если у Олеария указан единичный факт поджога, то Н.В. Понырко делает далеко идущие выводы: «Забавляясь, «халдеи» поджигали попавшие им навстречу возы сена». Оказывается для святочных ряженых-язычников «сено, солома являются образом греховного, ветхого, земного» (См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. С. 163). Трудно поверить в то, чтобы русские «мужики» просто так мирились с уничтожением своего сена целыми возами)))

Очевидно, что Джильс Флетчер и Адам Олеарий явно ошибались насчет «халдеев», которых было всего два в «Пещном действе», а у них по городу «халдеи» бегают толпами)))

Столь же сомнительны утверждения Н.В. Понырко и А.А. Турилова об участии «халдеев» в чинопоследовании архиерейской хиротонии на Руси. На самом деле речь идет вовсе не о 2 «халдеях», принимавших участие в «Пещном действе», а о т.н. 4 «огненниках», которые участвовали во многих обрядах митрополичьего двора. Так, в Чине хиротонии митрополита Иоасафа 1539 г. «орлец» перед амвоном в день его поставления 9 февраля стерегли «четыре огненики, над ним с палмами стояще и никому же не веляше на него взыти». По окончании же обряда, когда новый митрополит «восходит на осля» и едет на двор к великому князю, впереди процессии идут певчие великокняжеские и митрополичьи, а перед ними - четверо «огненников с пальмами». Именно в таком порядке все указанные лица позже сопровождали митрополита на его двор и затем - во время объезда «на осляти» «града каменного», когда митрополит благословлял «народ и весь град».

Уникальные изображения «огненников» («пламенников») выявлены экспертами Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева на шитой пелене с изображением Чина выноса иконы «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в 1483 г. На переднем плане перед иконой изображены «станицы» певчих антифонно как левый и правый клиросы, регентов которых нетрудно узнать по приподнятым вверх рукам и специально сложенным пальцам - хейрономическом знаке, являющимся дирижерским жестом, причем на правом клиросе регент одет в красный стихарь. А перед певчими, как и предписано в Чине хиротонии митрополита Иоасафа 1539 г., изображены те самые «огненники» в красном платье с зауженными рукавами (см. фото): https://www.academia.edu/20043845/

Следует признать, что с научной идентификацией персонажей пелены потерпели полное фиаско авторы, специально занимавшиеся данным памятником (Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. Сборник статей. М., 1999. С. 430-439; Преображенский А. С. Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа XV-XVI веков // Искусствознание. М., 2003. С. 201-228).

Аналогичные изображения таких же «огненников» и трех «отроков» (см. фото) удалось идентифицировать на кремлевской иконе «Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах» конца XIV в., что непреложно указывает на их византийское происхождение. Поэтому явно ошибочным является мнение Н.П. Парфентьева, что «появление огненников в русском обряде относится, видимо, ко второй половине XV в., ко времени, когда Русская церковь уже осознала себя свободной от Византийского патроната, когда не стало и самой Византии. Введение в обряд огненников, вероятно, потребовалось из-за невнятного указания в Чине, кто должен охранять всякий раз изображавшегося перед амвоном орла до возведения на него новопоставляемого» (Парфентьев Н.П. Из истории древнерусской церковно-обрядовой культуры: «певцы» и «халдеи» в Чине архиерейского поставления XV-XVII вв. // Вестник ЮУрГУ. № 10 (269). Челябинск, 2012. С. 106): https://www.academia.edu/20043845/

--
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева".


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на [email protected]

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дуроскоп оправдывает своё название. С новым годом, братья и сёстры:)))))) Пусть всё получится. Спасибо всем кто поздравил и не очень. Здоровья и успехов в 2015-ом:)))) P.S. Будете ржать, но факт. Из всех просмотренных в дуроскопе под салаты и гуся наших попстарских - петь умеет тольк ...
Воспользуемся каким-то странным затишьем и познакомимся с Камилой из славного города Киева - неиссякаемого источника кисообразных) Камила, как водится, модель, диджей и всё-всё-всё. Очень скромная и загадочная девушка, да-да. Где лучшие ...
Не узнаю человека, с которым Путин играет. По логике ситуации должен быть Медведев. Но как-то не похож. Кто это может быть? ...
Много лет назад я приготовил этого замечательного цыпленка в мексиканском стиле с перечной салсой. Только после проявки слайда выяснилось, что нигде я этот снимок опубликовать не смогу. Так он и провалялся у меня без дела больше 10 лет. И вот ...
(Наверстанная запись) У Буси понос за два дня перед нашим отъездом. Блин, ну какой же чувствительный... Джинджа тоже выразила свой протест — прячется. Как же их оставлять-то на целых десять дней, а? Ну да вроде бы не дристал вчера и ночью. Помог активированный уголь, наверное. ...