Современный ТПУ в Москве - что нас ждет?
russos — 27.11.2014 Что для вас транспортно-пересадочный узел? В первую очередь, это удобное пространство для пересадки, удобство навигации и функциональности. А уж потом торговый центр… Увы, не всегда получается так, как хотелось бы и печальный опыт в Москве уже есть. Но, сначала небольшая историческая справка.Пилотный проект ТПУ в Москве был реализован около станции метро Калужская в 2005 году. Примерно тогда же (если быть точнее, то в 2004 году) началось строительство ТПУ на Планерной, которое завершилось только 15 февраля 2011 года.
Если про ТПУ около Калужской мне сказать нечего, я им пользовался, кажется, всего пару раз, то вот ТПУ Планерное вызывает во мне много проклятий. Причем, и когда я пешеход и когда я за рулем.
После двух пилотных проектов была принята обширная программа строительства ТПУ по всей Москве. Но после начала проектирования вылезло много подводных камней и особенностей. Как обычно, вписать крупный узел в существующую застройку весьма проблематично. А при этом надо учесть интересы всех и вся. В итоге было принято решение отказаться от первоначальной идеии строительства плоскостных ТПУ (они предполагалось в большинстве своем) и спроектировать нормальные узлы. Завязав еще на них и МКЖД и ЖД и метро и ОТ. Часть ТПУ, а это около 37 из 192 проектирует МосИнжПроект. В основном это те узлы, которые находятся у строящихся станций метро или около станций, которые были пущены в последнее время.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) — пассажирский комплекс, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта. ТПУ включает в себя автовокзал, переход от метро к остановкам автобусов и троллейбусов, парковки, торговые галереи.
Основные цели ТПУ:
— обеспечение комфортного, быстрого и эффективного перемещения пассажирских потоков между различными видами транспорта;
— организация цивилизованных парковок;
— ликвидация стихийных пунктов отправления междугородних автобусов.
Положа руку на сердце можно сказать, что на Планерном была решена отчасти только третья задача.
Процитирую самого себя: «Другая основная проблема этого комплекса (Планерная) — его проект. К сожалению, он спроектирован в первую очередь как торговый центр, а не как ТПУ. Очень хочется надеяться, что в последующих узлах такая проблема будет решена при проектировании».
С удовольствием могу сказать, что посетив МосИнжПроект, который и проектирует ТПУ рядом со строящимся станциями метро, увидел, что прошлый опыт ТПУ был учтен и всесторонне изучен. Обещают, что таких косяков, как на Планерной больше не будет.
Утром мы съездили на станцию метро «Алма-Атинская», чтобы на местности посмотреть ситуацию, а потом поехали в офис МосИнжПроекта разбираться, что же там будет построено.
1. Всего в Москве предполагается построить 192 ТПУ. И учесть в первую очередь транспортные функции узлов. А так же социальную сферу. Насильно загонять пассажиров в торговые центры, как на Планерной, никто не собирается.
2. Сначала краткая теория по ТПУ. В качестве примера рассмотрели два макета ТПУ на станциях Селигерская и Тропарево. Это именно первоначальные варианты. Сейчас многое изменили и так построено не будет. В первую очередь — это интеграция ТПУ с метрополитеном и другими видами транспорта. Пассажир должен по кратчайшему расстоянию совершить пересадку не выходя на улицу или из под крыши.
3. Антон Татарчук, руководитель южного портфеля ТПУ. Выше его руки на макете обычный торговый центр. А вот ниже — современный ТПУ. На первом этаже автобусная станция. Сюда будут переведы большинство маршрутов с Петровско-Разумовской. Сверху — перехватывающая парковка. Пассажир с автобусов сразу попадает в метро, минуя торговый центр.
4. На всех станциях, открытыъ в последние года, оставлены заделы для подключения пешеходного перехода с ТПУ.
5. Идеи архитектурного проекта обычно заказывают сторонним мастерским. Чтобы было разнообразно. А вот все проектирование и конструктив делает МосИнжПроект. На фотографии первоначальный вариант ТПУ, который предполагал снос высотки Метростроя. От такого варианта быстро отказались, зато в макете осталась такая симпатичная площадь.
6. Это макет ТПУ в Тропарево. «Труба» над Ленинским. Увы, тоже не будет реализовано в таком виде. Сам ТПУ переехал вправо.
7. А теперь пройдемся по некоторым отделам и вернемся к ТПУ на Алма-Атинской.
8. Как и положено, везде какие-то чертежи.
9. На экранах проектируют депо, станции метро, ТПУ и еще много чего.
10. Это отдел 16-й мастерской, которая была создана для проекта ТПУ. Помимо узлов они еще проектируют метродепо.
11. Евгений Ломов - замиститель начальника 16-й мастерской: «Мы много ездим, набираемся опыта. Смотрим как устроены транспортные узлы в других городах. Нельзя, конечно, все скопировать. У нас свои уникальные (как в каждом горое) условия, но мы впитываем лучшее и делаем свои проекты».
12. ТПУ, которые проектирует МосИнжПроект.
13. На стене Евгения Ломова меня привлекла эта схема. Это депо (Руднево), но с разворотной петлей!!! Один из вариантов проекта чтобы снизить неравномерность износа колесных пар составов — периодически менять направление движения. Так же депо получает еще окаточный путь. Невероятное решение для Москвы.
15. Сначала небольшой фрагмент ТПУ на Рязанском. Это самый сложное ТПУ в Москве. Здесь соединяются потоки пассажиров от МКЖД, от двух линий метро, от станции железной дороги и от остановок общественного транспорта. Все расположено на маленьком пятачке и требует серьезной увязки. Кстати, станция метро здесь будет по испанскому проекту и с кросс-платформой на две линии: ТПК и линия в Кожухово.
14. Теперь вернемся в отел ТПУ и посмотрим на проект узла около Алма-Атинской.
16. Строительство ТПУ «Алма-Атинская» запланировано на базе одноименной станции Московского метрополитена Замоскворецкой линии в микрорайона Братеево. Суточный пассажиропоток станции составляет 30 600 человек. На территории проходит 7 маршрутов автобусов, 5 – маршруток. Рядом со станцией метро «Алма-Атинская» находится 12 остановочных пунктов на удалении от 110 до 300 м от вестибюлей станции. С одной стороны 300 метров — это пешеходная доступность, с другой — неудобно все равно.
17. Поэтому было принято решение все остановки перенести в ТПУ. В центре стоянка автобусов и маршруток. Под всем сооружением парковка на 650 мест, из которых 250 будет перехватывающими.
18. В метро пассажиры будут попадать через крытые галерии или по подземного коридору с уровня парковки.
19. Проектировщики и строители учитывают социальные запросы жителей — проводят социальные опросы на тему, чего им не хватает в районе. В результате такого опроса в здание ТПУ на Алма-Атинской будет встроен центр единого окна, который сейчас находится на отшибе.
20. В центре также будут представлены офисы, торговля, отделение почты, центр оказания госуслуг, фитнес-центр и другие общественные объекты. В технологической части ТПУ отведут площадь для комнаты матери и ребенка, зала ожидания, комнаты отдыха водителей. Причем каждый ТПУ проектируется по индивидуальному проекту, где учитывают особенности каждого района и потребности жителей.
21. Весьма, как мне кажется, интересные проекты. Да, в Москве станет еще больше торговых центров, но раз для большинства это стало досугом… почему бы и нет, раз на деньги инвестора строится еще и ТПУ. А в узле на Алма-Атинской будет еще встроен (раньше это бы назвали «Дворцом пионером») детский центр с кружками и секциями.
Как вам проект?
|
</> |