СОВРЕМЕННАЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ТУПИК ИЛИ ТРАНСФОРМАЦИЯ? – 2

топ 100 блогов kotvsapogah112.07.2024 СОВРЕМЕННАЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ТУПИК ИЛИ ТРАНСФОРМАЦИЯ? – 2


Пишет Кошка В Сапогах

Бегом от старости
В своем докладе вы ссылались на радиопередачу, где представитель Минобразования сказал, что обществу нужен активный потребитель, постоянно расширяющий сферу своих потребностей и стремящийся к их максимальному удовлетворению. Так может быть, нашему государству все это выгодно, ведь одноклеточными потребителями легче управлять?

– Эти процессы происходят не только в России, но и во всех цивилизованных странах. Достаточно посмотреть зарубежные телеканалы, чтобы это понять. День и ночь в сознание транслируются ценности общества потребления: бесконечные реалити-шоу и ток-шоу, боевики, спорт, экстремальный туризм. Мерилом образа жизни служат фотомодели, светские львицы, модные бездельники, фрики, хипстеры. Все это падает на благодатную почву.

Но суррогатная жизнь по мере взросления надоедает современному человеку и становится скучной – в ней практически ничего наполненного личностным смыслом не происходит: нет ни значимых побед, ни преодолений, ни достижений – то есть, нет никакой внутренней экзистенциальной динамики, работающей на повышение самоценности личности.

– Но рано или поздно появляется потребность заполнить душевную пустоту? Чем?

– Приходится искусственно «впрыскивать» в жизнь адреналин. Люди начинают «прожигать» жизнь, что иногда сопровождается бессмысленными рисками, эпатажем, конфликтами, асоциальными действиями, азартными играми, экстремальными увлечениями, поступками «на грани» (морали, закона, здравого смысла), пьянством или наркотиками.

«Пустоты» часто заполняются и тем, что Э.Берн именовал времяпрепровождением – «тусами», «клубной жизнью», многочасовыми фитнес- или косметическими процедурами, шоппингом, просмотром боевиков, эротических видео.

Люди переживают любой момент своего существования как временный, неокончательный, ни на что не влияющий. Стратегия «carpediem» («лови день», «живи в сегодня»), нежелание завершать определенные фрагменты собственной жизни, намерение их только декларировать, маркировать (зрелищно, ритуально, словесно, символически) не создает возможности их осмыслять, итожить и на их основе ставить новые цели и перспективы, создавать собственную систему ценностей.

– Получается, что молодые сегодня не спешат взрослеть, а люди старшего поколения вольно или невольно «бегут от старости», ведь общество ориентировано на ценности и модели поведения молодежи?

– Да, границы подросткового возраста раздвигаются до молодости и даже ранней взрослости: «еще не нашедших себя» взрослых сегодня не меньше, чем «ищущих себя» подростков. Период взросления удлинился до 30 и даже более лет, границы молодости и юности расширяются.

Когда же человек наконец становится зрелой личностью, в восприятии социума прожитые годы уже ставят на нем символическую «метку» старения (достаточно взглянуть на предложения работодателей, где проведена  возрастная граница — обычно до 35– 40 лет).

Только что почувствовавший себя взрослым человек уже объявляется стареющим, а ведь в собственном восприятии он только что «вошел в ум», «начал жить».

Часто лишь после 40-45 лет он начинает чувствовать себя действительно взрослым и пытается начать реально управлять своим развитием, осмысленно взаимодействовать с реальностью вокруг себя, но именно с этого времени он и начинает впервые ощущать стремительно уходящую социальную востребованность.

 То есть, он просто не успевает повзрослеть. Взрослость оказывается странно «зажатой» между удлинившимся детством/юностью/молодостью и хронологически обозначенной старостью, которая не соответствует  реальности активной, работоспособной и опытной  личности.

Навстречу друг другу

–Мир, где правят бал безответственные эгоисты, напоминает пустынный, бездушный пейзаж планеты Плюк в фильме Данелии «Кин-дза-дза» – помните, «если в обществе нет цветовой градации штанов, значит, у него нет цели»… Только вот как можно в нем жить?

– Мне кажется, мы имеем дело скорее не с эгоизмом, а с нарастанием индивидуализма. Общечеловеческая культура дрейфует от коллективистических ориентаций к индивидуалистическим – это связано с общим повышением уровня благосостояния населения (чем он выше, тем сильнее выражена тенденция к индивидуализму). Черты, о которых мы говорили, складываются в портрет так называемого «поколения ЯЯЯ».

В истории поколения нищеты сменяются поколениями скуки. Предыдущее поколение взрослых в нашей стране, жившее в относительной  нищете, стремилось сделать лучше хотя бы жизнь своих детей и сформировало нынешнее поколение скуки, которое якобы ни в чем не должно нуждаться. Но вышло так, что оно не только ни в чем, но и ни в ком не нуждается. Следствие этого – равнодушие ко всему и вся.

Исторически эта тенденция понятна: слишком долго люди были «скованными одной цепью, связанными одной целью» – общим трудом и бытом, обязательствами и функциями. Чем меньше необходимости быть вместе, тем естественнее люди отходят друг от друга. Я не вижу в этом апокалипсиса, потому что развитие общества волнообразно. И эта модель когда-то себя исчерпает, на новом витке развития люди опять станут нужными друг другу, но по-новому.

Однако «новые взрослые» не желают сами принимать решения и делегируют это право другим – допустим, вожакам сект или даже террористическим организациям. Неужели вы не видите в этом опасности?

Но ведь опасность подстерегает нас повсюду на протяжении жизни. Да, у новых взрослых выражено стремление примкнуть к сильным лидерам. Как правило, желающих «соблазнить чужую свободу» хватает, и человек часто становится жертвой манипуляций, в том числе и асоциальных личностей, – раньше жертвы легче находились в подростковой среде, а сегодня контингент в возрастном плане расширился.

Не имея прочных ценностно-смысловых и морально-нравственных установок, люди могут легко предать кого-то, захлопнуть дверь перед просящим о помощи. Все это, увы, существует, но это нельзя оценить по четко расчерченной шкале как хорошее или плохое – это другой виток культурного генеза, новая «селекция» человека. Мы привыкнем к этой модели, и у нас выработаются механизмы, чтобы в ней существовать.

– Как это сделать?

– Сегодня молодые не нуждаются в указчиках, воспитателях, трансляторах какой-то идеологии. Однако им необходима помощь в организации их собственной жизни, в поисках ценностно-смысловых ориентиров.

Друзья старшего возраста молодыми всегда ценились, и рассказывать о своем опыте проживания жизни – нужно. Они ведь сталкиваются с теми же самыми трудностями, которые были и у нас, например, с поиском взаимности, востребованности, подлинности. Иной раз видно, как в соцсетях они безмолвно кричат от «одиночества в толпе», но не умеют найти выход к людям, готовым разговаривать с ними о них.

И никто не мешает нам показывать другую модель жизни, альтернативную однобокому «активному потреблению», – тем более что новое поколение неоднородно и строем не ходит. Мне симпатично, к примеру, волонтерство, поездки в Дома ветеранов, интерес к живым свидетелям истории.

Чтобы сосуществовать с новыми взрослыми, нам, наверное, нужно «сближать семантики», то есть пытаться искать с ними общие темы и общий язык – язык экзистенциальный.

Мы привыкли верить, что есть черное и белое, что общество всегда право и что все хорошее приходит с преодолением трудностей. А для молодых существуют не только черное и белое, но и оттенки между ними.

Надо попробовать встать и на их позицию, почувствовать свободу от  идеологического пресса, взращенного в нашем сознании. Давайте, как нынешние молодые, пробовать просто жить, принимая все оттенки своей жизни и личности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На вершину подлости забираются в детстве. В глазах идиотский азарт, рожи в дурацкой улыбке, сами от радости стоят на носочках. Потом воспитывают, наказывают, берут на карандаш не их, а тех, кто был глупей, но смелей. Тех, что был участником. Этим же сявкам всегда сходит с рук. ...
Совсем недавно я писал об инсталляции «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты» возле здания Администрации Кировской области. Сегодня эта акция имела логическое продолжение. Активисты Движения «Сталь» провели соцопрос о ключевых ...
Я плачу 185 шек за 300 минут разговоров и интернет 15МБ. (плюс 40шек 012(Partner) за интернет с постоянным IP) В Kamaze говорят о 50+69=119 шек за эти же сервисы. Но это для новых клиентов. А что реально получить для старых? UPDATE: 1) спасибо всем!!! 2) с опозданием до меня дошло, ...
Добрый день, уважаемые сообщники. Такая ситуация - с недавнего времени работаю дома. Казалось бы, отличные условия - гибкий график, концентрации внимания теоритически не должно ничего мешать. Но получается совсем наоборот - какая-то вялость, все ...
И для этого всего-то надо было закрыть границы с одними и заставить обрубить авиасообщение и выдачу виз других, загнать евро под сотню рублей, вынудить уйти из страны двух мировых операторов банковских карт и сделать еще много другого, увлекательного и веселого. Элементарно! Что ...