Современная физика помогает изучать античные монеты

Нумизматика — это наука, охватывающая ряд дисциплин, начиная с экономики и заканчивая историей, археологией, искусством и, наконец, металлургией. Анализ металлического сплава монеты может быть бесценным для понимания методов, используемых для ее изготовления, а также влияния, которое на нее оказали время и окружающая среда. Более того, хотя и косвенно, можно провести датировку образца и дать указание на его происхождение, изучая основную массу металла и коррозионную патину.

Металлургический анализ древних монет может дать надежную основу для исторических, археологических и нумизматических исследований. В настоящее время неразрушающий анализ патины и основной массы монеты является чрезвычайно сложной задачей. Ряд хорошо оцененных неразрушающих методов, таких как рентгеновская флуоресценция (XRF) и микрорамановский анализ, можно использовать для получения характеристик поверхности монеты, в то время как углубленный анализ можно выполнить с использованием других методов, таких как лазерно-индуцированная спектроскопия (LIBS); однако LIBS является микроразрушающим, поскольку небольшое количество материала удаляется под воздействием лазера. Однако подавляющее большинство исследований, опубликованных до сих пор, основаны на разрушающих методах, которые, очевидно, неприемлемы для анализа нумизматически ценных монет.
Большинство методов, описанных в литературе для элементного анализа древних металлов, относятся к лабораторным измерениям, которые в целом используют перенос объекта в лабораторию и/или отбор проб. Эта процедура может иметь важные недостатки: в зависимости от обстоятельств, художественная значимость объекта может препятствовать отбору проб, а также его хрупкость и/или его размеры могут препятствовать транспортировке. Использование портативных приборов для микроанализа представляется наиболее простым решением вышеупомянутых проблем. В частности, совместное использование портативных инструментов XRF и LIBS уже было продемонстрировано как особенно эффективный подход к анализу древних артефактов. Таким образом, важно разработать метод, который будет выгоден как за счет внутренней неразрушаемости метода XRF, так и за счет возможности LIBS выполнять истинные измерения состава даже при наличии сильного ухудшения поверхности. Таким образом посредством тщательной перекрестной проверки двух методов можно собрать значительную информацию относительно таких аспектов, как контекст и технология изготовления, а также механизмы ухудшения археологических и исторических металлов.
Подобные измерения проводились на более чем 100 республиканских денариях, выпущенных за период, охватывающий около двух столетий римской истории. Спор о дате выпуска первого римского денария до сих пор является актуальным вопросом среди нумизматов; по мнению ряда авторов, денарий был впервые введен в 211 году до н. э., после разграбления Сиракуз, что сделало большое количество серебра доступным для Римской республики. Республиканский денарий выпускался с этой даты до конца республики, который условно связывают с битвой при Акции (31 г. до н. э.), которая принесла поражение Марку Антонию и Клеопатре и началом принципата Октавиана Августа. В течение этих лет вес и стоимость республиканского денария менялись несколько раз. Однако, широко распространено мнение, что серебряный сплав денария всегда поддерживался на уровне концентрации серебра выше 95%, за исключением поздних денариев «легионов» Марка Антония, которые чеканились на низкопробных серебряных заготовках во время гражданской войны против Октавиана.
Насколько нам известно, систематических металлургических исследований статистически значимого количества республиканских денариев для оценки их «качества» в течение тех лет не проводилось. Использование портативных приборов для микроанализа в сочетании с наличием большого количества республиканских монет в Монетьере во Флоренции позволило протестировать статистически значимую выборку монет, точно определив их элементный состав и, впервые, сопоставив содержание серебра в монетах с важными историческими событиями. Демонстрация того, что критические политические или военные ситуации оправдывали бы выпуск монет с изначально более низкой стоимостью (из-за более низкого содержания серебра) особенно важна, поскольку она могла бы помочь в датировании, хотя и косвенно, монет, которые было бы невозможно датировать иным образом. Такой пример можно привести в случае с денариями «легионов» Марка Антония.

Из рис. 1 можно увидеть поразительную корреляцию между увеличением содержания меди (и, таким образом, уменьшением серебра) в монетах, в соответствии с наиболее критическими событиями в римской истории того времени (Югуртинская война, Союзническая война, восстание в Испании с связанной с этим возможной нехваткой поставок серебра, война с Помпеем и, наконец, гражданская война между Октавианом и Марком Антонием). Описанные результаты могут подтвердить гипотезу о том, что во время кризиса содержание серебра в денариях было снижено, чтобы сэкономить на стоимости монеты, которая в то время совпадала со стоимостью драгоценного металла в сплаве.
Если принять предыдущую гипотезу, можно предложить новую датировку некоторых монет. Например с денариями «легионов» Марка Антония. Эти денарии были выпущены Марком Антонием во время гражданской войны против Октавиана с 32 по 31 г. до н. э. и, вероятно, чеканились на передвижном монетном дворе, следовавшем за легионами Марка Антония. Вот почему их обычно называют денариями «легионов». С точки зрения стилистики невозможно отличить легионерский денарий, выпущенный в начале войны (32 г. до н. э.), от такого же денария, выпущенного в ее конце (31 г. до н. э.), поэтому эти денарии всегда датируются 32/31 г. до н. э. Однако анализ, проведенный на 35 «легионерских» монетах, четко показывает различие между обычными денариями — вероятно, выпущенными в начале войны — и денариями с гораздо более низким содержанием серебра, вероятно, выпущенными, когда Фортуна войны уже была против Марка Антония и Клеопатры. Фактически, измерение состава легионерских денариев показало, что большинство из них имели содержание серебра, соответствующее примерно 95%, значение, совместимое с военной ситуацией, в которой они были выпущены. Однако около 10% проанализированных монет показали содержание серебра ниже 85%, при минимальном содержании серебра около 65% (рис. 2). Разумно предположить, что эти монеты были выпущены в последние месяцы войны, когда запасы серебра Марка Антония, вероятно, были близки к концу.

Серраты были денариями, край которых был зазубрен, напоминая зубья пилы, откуда и произошло название (serra, по-латыни, означает пила). С технологической точки зрения, совершенно очевидно, что зазубрины были получены путем вертикального удара по краю заготовки перед фактической чеканкой; однако, в настоящее время истинная причина этого еще не полностью известна. Наиболее принятая теория заключается в том, что зазубренность денариев была мерой защиты от подделок, чтобы показать внутреннюю часть монеты и, таким образом, избежать возможного обращения посеребренных поддельных монет (известных как suberati). Однако, есть ряд убедительных аргументов против этой теории; Барфельдт и Кроуфорд, например, утверждали, что зубчатость денариев имела чисто эстетическую ценность, исходя из того, что в греческой чеканке несколько бронзовых монет были фактически зубчатыми. Очевидно, не было причин применять меры по борьбе с подделкой для бронзовой монеты. Однако греческие зубчатые монеты чеканились на заготовках, уже изготовленных в зубчатой форме, в то время как римские серраты производились вручную, одна за другой. В большинстве случаев вмятины расположены нерегулярно и имеют переменную глубину, что дает эстетический результат, который не был полностью удовлетворительным. Среди различных гипотез недавно предложенная теория Де Каро и Инго кажется особенно интересной. Эта теория основана на металлургических соображениях и, следовательно, ее можно подтвердить или опровергнуть путем дальнейшего анализа. Идея Де Каро и Инго заключается в том, что зубчатость заготовки была введена для улучшения механической прочности монетного кружка, когда использовался почти чистый серебряный сплав, по своей природе хрупкий из-за присутствия свинца. Авторы основывали свою теорию на анализе четырех зубчатых денариев; к сожалению, авторы не упомянули в своей статье, какой вид зубчатых денариев был проанализирован, поэтому прямое сравнение с нашими результатами было невозможно. Однако наши измерения на 12 зубчатых денариях показали, что концентрация Cu в серратах была очень похожа на концентрацию в обычных денариях, и в большинстве случаев эта концентрация не была незначительной. Также концентрация свинца в зубчатых монетах была очень похожа на концентрацию в стандартных денариях и составляла около 0,5/1%. Таким образом, наши измерения не подтверждают теорию Де Каро/Инго. Из этого можно сделать вывод, что истинная причина выпуска зубчатых денариев в настоящее время до сих пор неизвестна.
|
</> |