Советское - значит нерусское

топ 100 блогов nomina_obscura01.01.2012 Задали вопрос на любимую тему "Почему СССР - антоним всего русского?". Так как повторять тысячу раз сказанные вещи лень, то обратимся к одному советскому мультфильму. Советская пропаганда отличалась тотальностью, затрагивая все сферы жизни граждан, манифестируя себя во всем, от архитектуры до административно-производственных объединений (как вы помните, организация колхозов и борьба "с единоличниками" считалась не сколько хозяйственной, сколько политической задачей) и, конечно же, была в сталинских мультфильмах. Сталинское время с пропагандистской точки зрения крайне интересно - сохранив основные силовые линии советского государства (курс на построение отдельных национальных государств в национальных республиках, организация пресловутых верховных советов, которые затем распустят СССР, запрет на изучение русского языка в национальных школах и т.д. и т.п.), СССР в свете приближавшейся большой войны вынужден был обратиться к русскому национальному мифу, который причудливо отразился в искаженной советской реальности (именно за этот период любят СССР сталинисты, рационализирующие свою тягу к русскому началу рассказами про индустриализацию и победу).

Так вот,



Что мы видим? Мы видим систему, выстроенную с учетом традиционной русской мифологии, в которой, однако, главный герой выступает как агент государства прогресса, полностью лишившись своих сакральных функций. "Депутат Дед Морозов". Ему противостоит другой традиционный русский персонаж, Леший, пытающийся победить депутата советского государства с помощью, совершенно верно, обращения к традиционной русским мифическим сюжетам, к традиционной русской старине, которую агент государства легко побеждает при помощи образов будущего. Русское сакральное, русская идентичность отвергается в пользу самолетов, паровозов и прочей индустриализации. По сути, здесь дана прекрасная модель отношений советского государства с русской историей (откройте любую советскую книгу на историческую тему и попробуйте подсчитать количество "темных сил реакции", ага). При этом советское отношение к русской идентичности открытым текстом проговаривает Дед Мороз в конце, "Сказка старая поможет сказку новую творить" - то есть, будем пить соки из русского национального мифа для придания легитимности советско-индустриальной мифологии. Нельзя также и не отметить завершающий все это дело бал одинаковых детей в старом добром тоталитарном стиле, больше похожий не на праздник, но на репетицию военного парада, и, конечно же, установочный кадр с рубиновой звездой. "Помни, ребенок, звезда твой друг, звезда давать тебе пароход и самолет".

Именно опираясь на подобные произведения (заметьте еще, что это мягкий вариант, для детишек), использующих базовые мифологические сюжеты для восхваления тотально-индустриального общества и в то же время полного отрицания русской идентичности, советские люди рассуждают рассуждалки про "русского императора Джугашвили", "тост за русский народ" и т.д. и т.п., даже не понимая, что именно им показывают и зачем. Это сладкие конфетки с ядовитой начинкой, которые советские люди жрут пачками. Их в чем-то можно понять - со времен сталинского СССР необходимости обращения к русскому национальному мифу больше не возникало ("Ирония судьбы" вместо "Александра Невского"), поэтому для них этот очень короткий и очень специфичный период советской пропаганды - свет в окошке, "дали в форточку подышать".

Но по сути это свет в окошке крематория, в котором сжигают Русский Проект (под "сжигают" я понимаю не мудовые заплачки, а федеративное устройство, отдельные коммунистические партии в национальных республиках, массовое создание нерусских идентичностей и т.п. дробление русского имперского пространства на национальные государства, завершившееся в 91-ом году). Радоваться тому, что в мультике выше агитационными речевками хуярит Дед Мороз, а не говорящий робот Карл-Марксов, как минимум странно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В сегодняшнем выпуске рубрики "Токийский рандом" 12 никак не связанных друг с другом фотографий из разных уголков японской столицы. Токио в январе был таким. Храм Сэнсодзи. В январе японцы приходят сюда, чтобы совершить хацумодэ -- первый поход в храм в новом году. Об этой традиции я ...
Автопробег по Садовому кольцу Москвы провели участники "Общества синих ведерок", выступающие против произвола на дорогах автомобилей чиновников с проблесковыми маячками, нарушающих ПДД. В отличие от предыдущей акции, ГИБДД не ...
Кёнигсберг представлял собой не просто крупный город-крепость на побережье Балтийского моря, но был политическим и стратегическим центром всей военной системы Восточной Пруссии, а его взятие окончательно похоронило многовековую идею немецкой восточной колонизации. Восточно-Прусская ...
А чего ж и не позавтракать, ежели ромашки имеются? Фотограф Алексей Хоруженко ...
Дружеский шарж Льва Сойфертиса на Алексея Толстого. 1938 год. «Не единым «Хлебом» жив человек». Художник намекает на повесть Толстого «Хлеб» (1937), посвящённую обороне Царицына в 1918 году и роли в ней Сталина 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года) родился Алексей Николаевич ...