Советское кино, которое ничуть не устарело — 10 малоизвестных картин,
picturehistory — 14.06.2021Нельзя не отметить факт, что любое произведение, прежде всего, привязано ко времени его выхода – реалиями за окном, настроениям в обществе и чаяниям людей. Тем не менее, мастерские работы обычно актуальны в любую эпоху – они описывают близкие каждому человеку моменты, апеллируют к вечным вопросам и конфликтам. В нижеприведенной подборке мы собрали десятку советских фильмов различных жанров – от детективов до мелодрам и драм. Общее в них только одно – снятые рукой настоящих профи и расцвеченные блестящими актерскими работами, они прекрасно смотрятся и в 2021 году.
10. Гонщики (1972)
Жесткая режиссура Игоря Масленников, канонические роли Евгения Леонова, Олега Янковского и Армена Джигарханяна. Речь в картине пойдет о конфликте автогонщиков – мастер спорта Кукушкин начинает соперничать со своим же учеником, Сергачевым. Далее спираль противостояния только закрутится – на крупных соревнованиях герои окажутся в разных экипажах на одной трассе. Картина прекрасно сбалансирована, расцвечена отличными объемными образами, а по напряжению она ничуть не уступает такой классике, как «Ле-Ман» (Le Mans, 1971) Ли Х. Кацина.
9. Переступить черту (1985)
Эстетика «чистокровных детективов» как нельзя лучше показана в ленте «Переступить черту» Юлия Колтуна. Сюрреалистические планы Питера, тяжелая рука, которой управляется расследование трех совершенно различных дел, мистическая музыкальная тема и, наконец, противостояние следователя и целительницы (Вадим Лобанов и Татьяна Васильева) – все это формирует совершенно гипнотический видеоряд и приковывает к экрану.
8. Остановился поезд (1982)
Лента Вадима Абдрашитова расскажет о ситуации вокруг крушения поезда – следователю (Олег Борисов), прибывшему в небольшой городок, все вставляют палки в колеса и предлагают как можно скорее закрыть дело и уехать. Журналист, который живет в одном номере с героем (Анатолий Солоницын), и вовсе не стесняется в выражениях. Вроде бы простое дело о самопожертвовании машиниста быстро превращается в какую-то головоломку – распутывать которую будет страшно интересно. Картина щеголяет идеальной стилистикой – она великолепно сбалансирована и отшлифована вплоть до кадра.
7. Нежность (1967)
Настоящая жемчужина в нашей подборке – фильм Эльера Ишмухамедова с Марией Стерниковой и Родионом Нахапетовым в главных ролях. Феллини, перенесенный в узбекские реалии – изысканное, эмоциональное, чистое и открытое полотно сегодня кажется настоящим глотком свежего аналогового воздуха в цифровую эпоху. Несколько новелл, рассказывающих о влюбленностях, поначалу не демонстрируют никакого драматизма, напротив, упиваясь одой обыденности. Затем лента дернет за ниточки очень сильно, будьте готовы.
6. Тема (1979)
Глеб Панфилов в своей лучшей форме, а от тандема Михаила Ульянова и Инны Чуриковой глаз не оторвать. Писатель Ким Есенин, будучи в Суздале, знакомится экскурсоводом Сашей, которая внезапно открывает герою глаза на его «творчество». Тяжелая психологическая картина буквально выворачивает наизнанку, катком приходясь по зрителю – закручивая полноценный калейдоскоп тоски по потерянному времени. «Золотой медведь», полученный картиной в Берлине, вполне оправдан.
5. Прошу слова (1975)
Еще одна лента, в которой блистает Инна Чурикова – и снова от Глеба Панфилова. Чем-то перекликаясь с классическим «Мостом через реку Квай», «Прошу слова» разворачивает трагедию под мирным небом – председатель городского совета Златограда ставит на карту всё и фанатично управляет проектом строительства моста между двумя частями города. Идя словно каток вперед и формируя свою реальность, героиня не замечает, как «ребенок выплёскивается вместе с водой», что приводит к непредсказуемым последствиям.
4. Долгая счастливая жизнь (1966)
Первый и единственный полнометражный художественный фильм от Геннадия Шпаликова – поэтический прорыв для 1966 года, который на тот момент настолько опередил время, что остался непонятным и заслужил тонну «помидоров». К счастью, время все расставило на свои места – сегодня этот абстрактный шедевр получил культовый статус, а история знакомства Виктора и Лены на фоне сибирского города в оригинальной авторской подаче, ощущается, что называется, кожей.
3. Горожане (1976)
Повесть о простом таксисте – Владимир Роговой умело управляет действием, а Николай Крючков, Марина Дюжева и Алексей Миронов идеально попадают в роли. Фактура образов достойна войти во все учебники по кино, планы ночной Москвы образца семидесятых годов ХХ века абсолютно очаровательны, а сценарий, написанный именно под Крючкова, удерживает внимание до последних тиров – совсем не балуя твистами и экшеном. Браво.
2. Первая встреча, последняя встреча (1987)
Классический детектив в дореволюционной России – выйди кино сейчас мы бы подумали, что к нему приложил руку Борис Акунин. Но, нет, в 1987 году действием руководил Виталий Мельников, а главные образы в ленте исполнили Михаил Морозов, Гражина Шаполовска и Олег Ефремов. Расследование убийства изобретателя Куклина, которое в 1914 году затеял студент Петя Чухонцев, быстро превращается в «американские горки» – напряжение нарастает, в дело вступают шпионские страсти, а на горизонте маячит уже неизбежное крушение империи. Очень эффектное зрелище.
1. День солнца и дождя (1967)
Сценарий Эдварда Радзинского, режиссура Виктора Соколова, главные герои, сыгранные Александром Бариновым, Анатолием Поповым и Михаилом Козаковым – от этой камерной истории сложно оторваться. Банальный конфликт учеников седьмого класса, затем целый день, который ребята вынуждены провести вместе, мозаика Питера конца шестидесятых годов ХХ века, взросление и смена приоритетов – эта картина, как ограненный бриллиант, сверкает под любым углом.
См.также:
5 дерзких фильмов СССР, вызвавших шумиху по всей стране
8 малоизвестных научно-фантастических фильмов советских времен которые стоит посмотреть
10 советских фильмов, сюжет которых сложно понять сегодняшней молодежи
Сильные советские фильмы, основанные на реальных событиях
10 лучших триллеров, которые были сняты во времена СССР, но интересны и сегодня
|
</> |