рейтинг блогов

Советский "Властелин Колец"

топ 100 блогов taabat30.11.2021 Теги: Джексон Я не то чтобы отсутствую в ЖЖ, я пишу много, но это всё комменты. К тому же, меня дополнительно останавливало то, что после длительного отсутствия любой пост будет воспринят как некий знак, Возвращение, что-то такое что у меня Случилось, любое описанное событие приобрело бы какую-то лишнюю значимость. А про то, что никак не будет воспринято, и писать смысла нет.
Но вот свершилось! У меня появился повод и я не могу молчать!
Я посмотрела советский фильм "Хранители". Который 1991 года по первой части "Властелина Колец". Весь! И удержаться от отзыва на такое никоим образом нельзя.
Конечно, по-хорошему он должен быть с картинками и видеовставками, но мне лень. Впрочем, от одной картинки я не смогу удержаться, потому что некоторых вещей словами не передать.
Итак, поехали.

Я не буду описывать фильм или вставлять его сюда, а также пересказывать, как он был найден, об этом в интернете на каждом заборе написано, и сам фильм тоже лежит в свободном доступе. Только одну вещь, пожалуй, стоит повторить: бюджет фильма был 0 (ноль) рублей ноль копеек. То есть, наша знакомая Кэт потратила на свой любительский ВК больше.

Главное: этот фильм лучше... нет, пожалуй, не знаю насчёт "лучше", но интереснее, чем кажется. То есть, мне удалось посмотреть его весь в компании зумеров, и он держал в нас в напряжении до самого конца. Во многом конечно за счёт эффекта "так плохо что даже хорошо", но не только.

Что мне в нём понравилось:
- При всей кондовости антуража, костюмов и общей картинки, навевающей на мысль о капустнике вожатых провинциального детского лагеря (ролевики одеваются лучше), актёры всё же профессиональные. Особенно некоторые. Это оказывается приятной неожиданностью, хотя и у этого есть своя обратная сторона (об этом далее).
- Саундтрек. Уж на что я в целом не фанат раннего русского рока, но Дюша Романов каким-то образом сумел смотаться в будущее и разузнать, какие именно звуки его эпохи будут вызывать наибольшую ностальгию в нашей. В своё время, надо думать, это тоже было круто, но по другим причинам. Саундтрек можно найти отдельно, это альбом "Песни Средиземья" группы "Трилистник" (спасибо подруге-меломанке с прокачанным навыком гуглежа). Если вы прям эстет, то можно его послушать в отрыве от фильма, это будет безопасно))
- Сценарий! Сценарий этого фильма практически идеален! Я даже не про каноничность сейчас говорю, хотя там и с ней всё очень хорошо - Тома Бомбадила и Могильники не забыли, персонажей местами не переставили, мотиваций лишних не приписали и существующих не потеряли. Но это реально очень понятный фильм. Там есть всё важное. Человек, не читавший ВК, может за полтора часа понять весь сюжет первой книги и мотивацию главных персонажей, в общих чертах, но очень чётко. Ну да, не показали путь через Карадрас, погоню от Заверти до Раздола, Арвен и Глорфинделя убрали обоих. Но ничего реально сюжетно важного не потеряно. (Кроме Барлога. Но, поверьте, это к лучшему. После полёта Гэндальфа на орле и ждугих спецэффектов мы ждали этой сцены с ужасом. И нет, это не тот ужас, который имеется в виду в оригинале).
- Динамичность. Опять же плюс сценария - ничего не провисает, можно досмотреть до конца.
- Неканоничность персонажей. Это не везде плюс, но когда смотришь на некоторых из них и думаешь "таааак, падажжите, это что, Гэндальф? А где его шляпа, его балахон ну вот тот знаете, и вооооот такая борода и хаер..." - а потом понимаешь, что вообще-то, ну, в фильме Джексона, но это не значит, что это был единственный вариант. Почему бы Гэндальфу не постричь слегка свою бороду, вообще? И волосы тем более, про них в первоисточнике ничего не говорится? И не расшить свой балахон фиолетовыми цветами в полметра (ладно, это уже пожалуй перебор). Или там, почему Боромиру слегка за 40? А с другой стороны, вообще-то, почему нет? У него младший брат уже войсками командует. В общем, интересно было посмотреть на то, как люди строили свою картину этого мира совершенно с нуля, не опираясь на авторские пояснения, Сильмариллион, каноничные иллюстрации. Местами получилось интересно.
- Некоторые персонажи/актёры очень круты. Гэндальф хорош - такой классический добрый волшебник из советских сказок, красота. Боромир вообще лучший, это надо видеть. Задорный Горлум. Совершенно каноничный, даже так сказать архетипический Бильбо, похожий на джексоновского и на Бильбо с иллюстраций (видимо, сыграла роль хорошая освоенность "Хоббита" на советском пространстве по сравнению с другими текстами Толкина). Вменяемый Элронд. Довольно милые Том Бомбадил и Золотинка. Неожиданно уместный рассказчик Романов, иногда появляющийся только для того, чтобы пыхнуть трубкой в промежутке между эпизодами, и это внезапно оказывается очень годным переходом. Чемпион по яркости, впрочем, Любелия Лякошель-Торбинс. Чувствуется типаж, хорошо знакомый советскому зрителю и актёру.
- Некоторые персонажи не то чтобы круты... но так колоритны, что забыть их невозможно и радостный, хоть и нервный смех будет неожиданно настигать вас при каждом воспоминании о них! Око Саурона. Умертвие с перформансом в духе "Масок-шоу" с лёгким уклоном в психоделику и БДСМ. И наконец, Саруман с его монологом "Появилась новая сила. Время эльфов прошло!" Это непередаваемо. Не в моих привычках возиться с видеоредакторами, но надеюсь, кто-нибудь сделает из него мем.

Что не понравилось:
- Советский телеспектакль - это очень специфический жанр в целом. Даже лучшие образцы удивляют неподготовленного зрителя. И даже подготовленного. Я тут пишу, что актёры профессиональные - так вот, это не всегда хорошо. У них очень своеобразные профессиональные навыки. Особенно у некоторых. Театральное переигрывание в сочетании с театральными же гримом, костюмами и декорациями периодически вызывает желание отойти на положенные 10-50 метров.
- Про костюмы, грим и прочий антураж говорить не буду - и так понятно. Спецэффекты вообще за гранью добра и зла. Похоже, что это было в некотором роде неизбежно, но тут критиковать хочется всю систему, у которой не нашлось приличных костюмов и гримёров даже на складе.
- Леголас и Гимли вообще никакие. Про Леголаса напишу ещё, но вообще такое ощущение, что эти двое и сами всё понимали и старались пореже попадаться зрителю на глаза. В принципе, в любом фильме может случиться мискаст или главный герой не дотянул эпичности. Можно придраться и к некоторым другим - например, Арагорн, при том что в целом бодрее и брутальнее джексоновского, неприлично молод, особенно на фоне хоббитов. Но это всё вкусовщина и фанатские придирки. Настоящему ужасу я посвящу отдельный пункт.
- Больше всего досталось хоббитам, как очевидно (для советского режиссёра и зрителя) комическим персонажам. Особенно, так сказать, остальным трём. У Фродо ещё бывают проблески разума в бесконечном запойном угаре, в котором хоббиты находятся по неизвестной причине на протяжении всего фильма. Добавьте сюда умеренно идиотские и мятые как из жопы костюмы и старческий театральный грим с ярко накрашенными губами. Я немного знакома с перестроечным кино и догадываюсь, что люди хотели сделать типа смешно, в тогдашнем представлении. Но получилось убого. Если говорить о пьяных клоунах, то "Каламбур" в разы более стильный. А тут они вроде как не должны быть ни пьяными, ни клоунами, но... Ну ладно, я могу понять, что в условиях зимних полевых съёмок (наверняка режиссёр был в курсе, что по сюжету не зима, но другого времени не было) актёры могли слегка наподдать. Но не всё время же. Да и видно, что всё это старательно и профессионально отыграно. Зачем-то.
- Нет, я вру. Больше всего досталось эльфам. Видимо, как явному противоположному полюсу блистательной и органичной Любелии. И тут мы переходим к самому эпичному разделу.

Что понравилось И не понравилось одновременно. Ложка дёгтя в бочке мёда. И наоборот:
- Фродо. У него довольно интересный типаж, и он выглядит более жизнерадостным парнем, чем джексоновский. У Джексона он прямо с самого начала трагический персонаж, а здесь всё-таки более настоящий хоббит в этом плане. При этом интересный типаж несколько подпорчен гротескным гримом, который делает Фродо старше, чем надо бы. А трагичность местами или совсем исчезает (что всё-таки не очень уместно), или превращается в нерешительность и трусость. Хотя там ещё местами ему выдают довольно спорный текст... Но в целом он не очень далеко уходит от канона. Во всяком случае, от муравьёвского перевода.
- Актрисы. Эльфы. И их чудовищный конгломерат - Галадриэль.
Леголаса играет женщина. В воспоминаниях о фильме дочь режиссёра, исполнительница этой роли, сказала, что это было очень весело и эльфы вообще "унисекс", это цитата. Что ж, это реально мог быть хороший ход! Эльфы действительно традиционно андрогинны, я и сама перевидала немало эльфийских лордов в исполнении женщин и прочих нистанор, опять же, театральная традиция с Марлен Дитрих в роли Гамлета и всякое такое. Очень интересно смотрелась бы в роли Леголаса какая-нибудь актриса типажа Тильды Суинтон. Короче, ничего не имею против идеи.
Но проблема в том, что дочь режиссёра, ёпта, не только не Тильда Суинтон по внешним характеристикам, но и не актриса вообще! Даже не советская актриса 80-х. Как верно заметил мой друг, это юная девушка, внезапно оказавшаяся в мужском коллективе на 10 лет старше. В принципе, так и есть. И это, чёрт побери, видно. Костюм, как можно догадаться, вообще не помогает. Кажется, это синтетическая женская блузка с модными по тем временам пышными рукавами.
- Лориэн. Весь Лориэн - это просто плесень и липовый мёд, чуваки. Лучшая во всём фильме музыка с наложенными на неё самыми идиотскими интонациями персонажей. Лучший психоделически-переливчатый, как во сне, задний фон и на нём невероятно странные эльфы из танцевального клуба "для тех, кому за 30" (не, мне щас самой за 30, но знаете, за 30 тогда совсем не то что сейчас, богатыри, не мы). И венчающая всё это жена режиссёра в роли Галадриэли. По которой сразу видно, что это единственная причина, по которой её позвали в этот фильм. Хотя нет. Я не думаю, что её звали. Я думаю, они возможно пытались как-то иначе договориться. Но не получилось.
Я даже подумала, что красивые... окей, не будем лукистами - вечно юные, стройные и с точёными чертами эльфы просто противоречат концепции этого фильма. Помню, в мультфильме "Хоббит" эльфы были чем-то типа леших - зелёные, в листьях и с соответствующей внешностью. Может, и тут имеются в виду какие-то потусторонние Жевуны, всё же это советская сказка со своими канонами сверхъестественных существ, в отрыве от архетипов народа богини Дану и прочих эфемерных фейри. Но тут оказалось, что одна настоящая эльфийка в этом фильме всё же есть. Но почему-то безымянная, без слов и вообще стоит за троном Галадриэли.
Советский Властелин Колец
И её лицо выражает всё, что я написала выше.

Что ж, общий вывод...
В целом - очень жаль, что этому фильму не дали денег. Хоть каких-то, но вообще лучше нормальных. На киноактёров, на киногримёров, на... даже не на спецэффекты, по ним советское кино при всех усилиях не могло тягаться с западным - но хотя бы на выезд на натурные съёмки в какой-нибудь прости господи Калининград. Спецэффекты можно было бы заменить чем-нибудь символическим, и получилась бы изящная штучка в духе "Короля-Оленя", как минимум. А как максимум - в духе "Мюнхгаузена" Терри Гиллиама, там этого дела тоже было не то чтобы много (зато была юная и никому не известная Ума Турман). Да, с обязательным условием родственниц режиссёра на главные роли не брать.
И соответственно - жаль, что этот фильм мелькнул в прокате и больше не появлялся. Что в общем тоже очень понятно, исходя из всего вышеизложенного, но всё равно жаль. Мы упустили параллельный фанон. У нас и сейчас есть параллельный фанон, силами толкинистов-ролевиков, с красно-чёрными феанорингами и прочим, но образы из ВК у нас давно заняты Джексоном и альтернативы ему не особо-то видно. Я не касаюсь сейчас того, был бы этот фанон хорошим или нет. В параллельных фанонах же самое крутое - спорить о таких вещах. Но в общем, жаль.
Фильм рекомендую, несмотря на всё вышесказанное. Это как минимум артефакт эпохи. Хотя слабонервным и прочим беременным, наверно, не рекомендую всё же.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Когда мой двоюродный брат – старше меня на пять лет – изредка заходил в гости, я безумно радовался и тут же вовлекал его в свои специфические ребячьи игры. Помню, играли мы как-то в дикую природу: по всему обеденному столу были расставлены разноцветные кубики-скалы и кубики-леса, в ...
Дорогие друзья! Мы являемся гражданами Великой Страны ! Нас около 150 млн человек. Миллионы наших соотечественников проживают и за рубежом. Наш национальный лидер - Владимир Путин! Мы с вами любим и уважаем своего Президента! Об этом наглядно говорят итоги систематически проводимых опр ...
Я почти никогда не делаю репостов, но этот текст, на мой взгляд, представляет исключительный интерес. А. Соколов (редактор портала antropogenez.ru ). Герой этого интервью — как говорится, «человек необычной судьбы». Несколько дней назад Руслан написал мне письмо. Благодарил за научно-по ...
1. В Британии тоже недовольны импортом. Надпись на плакате гласит: «Быть британцем — это поехать в немецкой машине в ирландский паб за бельгийским пивом, потом отправиться домой, прихватив по дороге индийский карри или турецкий кебаб, развалиться на шведской мебели и смотреть ...
Пир из свежей рыбы подошел к концу, и пришло время возвращаться в Мурманск. Наша группа стартовала с Рыбачьего в 10 утра и учетом фотоостановок, заездом на хребет Муста-Тунтури, поеданием черники и брусники, к шести вечера мы были в городе. Как это обычно бывает, трехдневное путешествие ...
  • mihei_king : @aperigator3 @alogvinov Вот вы говорите, что @alogvinov продажный. Вы бы ещё сказали, что @great_laziness со всей д… https://t.co/hN9knXJ2vC

  • afisha : Питер Джексон поделился деталями создания трехсерийного фильма «The Beatles: Get Back». Он рассказал, что Пол Макка… https://t.co/P7KMJH5EAQ

  • liblermont : 4 декабря в 16:00 в @liblermont учащиеся, преподаватели и выпускники Детской музыкальной школы г. Пензы им. В. П. Ч… https://t.co/PZywqO3sKa

  • Honeyinhead : Thriller записан в таких жанрах, как поп, рок, постдиско, ритм-н-блюз и фанк. На церемонии вручения «Грэмми» 1984 г… https://t.co/KdNbBpBUKf

  • myymkz7 : RT @myymkz7: юнги наму хендж чанбин минги хонджун исин енджун чангюн чжухон югем джексон гонхак ибо чжочен вэйчжоу хаджун как хорошо что во…

  • uGuEt5qNXNcTDD7 : Фильм МАСКА — Вы приглашены? — Нет. Но думаю приглашены мои друзья. [разворачивает купюры веером] Франклин, Грант.… https://t.co/DERJHDDy1y

  • rafCaramel : Энхайпен прошли тест на дружбу в журнале гламур. Когда-то я смотрела, как got7 проходили этот же тест. И просто Дже… https://t.co/Y4Am3LQnN4

  • CaesarGI : Майкл Джексон в образе римского легионера, 1988 г. https://t.co/DRRIp1krJH

  • turtliss : стояла очень долго Джексон и page